Ливенское благочиние

В состав благочиния входят храмы Ливенского и Краснозоренского районов.

Историческая справка

В церковном отношении город Ливны и его уезд были неоднократно перемещаемы из одной епархии в другую. Первоначально Ливенский край находился в области Черниговской епархии, к которой относилось и все Рязанское княжество; потому-то Черниговские архипастыри считали своим долгом посредствовать между великим князем Владимирским и князьями, господствовавшими «на Рязани, на Ливнах и на Воронеже». В конце 12-го века на Рязани образована была особая епископская кафедра, и с тех пор обитатели Быстрой Сосны находились в ведении Рязанских владык. Со времени же присоединения Соснинсого бассейна к Московскому княжеству мы видим его находящимся в епархии Крутицкой; почему в царствование Василия Шуйского и послан был сюда Крутицкий митрополит Пафнутий для увещания жителей, передавшихся на сторону самозванца. В царствование Алексея Михайловича был поднят вопрос об учреждении на Ливнах епископской кафедры. Именно на Московском соборе 1667 года, бывшим под председательством святейших патриархов: Александрийского Паисия, Антиохиского Макария и Московского Иосафа II царь Алексей Михайлович предлагал учредить в городе Ливнах особую епископию, и собор тогда же постановил «открыть на Ливнах епископскую кафедру, с подчинением ее Крутицкой митрополии, так чтобы Ливенский епископ, кроме священнослужения и хиротонисания, нечего не делал без благословления и повеления Крутицкого митрополита». Но постановление это, как и соборное определение 1681 года об учреждении такой же кафедры в городе Болхов, не было приведено в исполнение по недостатку на то материальных средств. Оставшийся по-прежнему в непосредственном ведении Крутицких иерархов, Ливенский уезд испытывал немалые затруднения в сношении с епархиальною кафедрою, которая отделялась от него почти 500-верстным расстоянием. Вследствие этого многие из церквей оставались «без пения». Так, например, в 1678 году из 25-ти сёл Ливенского уезда в 6-ти не было ни попов, ни дьячков.

Русский православный народ искони выражал свое благочестие в преданности к храмам Божиим. Эту черту обнаруживают и обитатели Ливенскаго уезда в 17-м веке. Из переписных книг этого времени видно, что где скоплялось несколько десятков жилых дворов, там появлялся уже и погост с церковью или, по крайней мере, часовнею. Ввиду бедности людской, между прихожанами и попами установлялась крепкая связь и взаимная преданность. Если прихожане были не в состоянии на свой счет постоит церковь, к ним приходил на помощь поп и на свои собственные средства созидал церковь, которую потом или выкупали у него прихожане, или обогащали внутреннее достояние ее своими «прикладами», состоявшими в образах, ризах, книгах, колоколах и т.п.

Уездные церкви были вообще весьма бедны. Построенные клетцки, они совсем отличались от обыкновенного жилого дома только приподнятою кровлею (на подобие клетки), а внутри имели вид моленных домов. Весь иконостас их состоял иногда из двух икон. Но при всей бедности населения, в некоторых церквях имелись иконы в серебряных окладах. Напрестольные кресты были неокладные, следовательно, деревянные. Таковы же, вероятно, были и священные сосуды; о сосудах же Георгиевской церкви замечено, что они были оловянные. Кандеи или кадильницы упоминаются медные. Священнические ризы были везде полотняные (т.е. собственно: риза, стихарь, поручи и епитрахиль) и по одной паре; только Никольской церкви было двое риз, из которых одни были собственностью попа, а другие составляли «приклад» приходских людей. О колокольнях не встречается упоминания; о числе же колоколов известно, что их было: при Никольской — 2, Пятницкой — 4, Георгиевской — 3. При новостроившейся церкви села Новосильского колоколов еще не было. Из часовен только одна Георгиевская имела 2 колокола, которые, очевидно, были спасены при разорении находившейся здесь церкви в приход Крымского храма.

В целом, священство в районе было грамотное. Где обучались грамоте Ливенские кандидаты на священство и дьячковство-неизвестно; но есть основание думать, что рассадником духовного просвещения для г. Ливен и его уезда уже тогда служил именно Сергиевский монастырь. Из переписных книг 17-го века мы знаем, что некоторые бобыли, жившие на земле Сергиевского монастыря, умели читать и писать, почему иногда поступали подьячими в Ливенскую съезжую избу. Вероятнее всего предполагать, что своею грамотою, а через нее и карьерою, обязаны они были какому-нибудь черному старцу Сергиевского монастыря, поставившему для себя подвигом обучение детей чтению и письму, тем более, что у монастыря была своя лавка в городе, где, как нужно думать, можно было приобрести самые грамотки, бумагу и чернила. По крайней мере, на просветительное значение Сергиевского монастыря для всего Ливенского уезда ясно указывает то, что в первой половине 18-го века при Сергиевской обители существовала уже правильно организованная школа для детей духовенства Ливенского уезда, так называемая «Русская школа».

В дальнейшем, центром образования местного духовенства стало Ливенское Духовное училище. Здесь получили образование такие известные в церковном мире люди, как святитель Феофан Затворник Вышенский, философ-публицист протоиерей Сергий Булгаков, епископ Астраханский и Енотаевский Митрофан (Невский), схиигумен Павел (Драчев), а также известный конструктор Николай Николаевич Поликарпов.

Также родом с Ливенского уезда преподобные Иоанникий и Арсений Святогорские, преподобный Севастьян Карагандинский, священномученик Иувеналий Рязанский. Родился в Ливнах Тамбовский юродивый, известный под именем Илии Немого. В самих Ливнах прославились своим юродством «Сережа» и «Петька-петушок». Свято чтится память первого игумена бывшего в городе мужского монастыря — игумена Харалампия с почившей братией. На территории Свято-Сергиевского Кафедрального собора находится усыпальница иноков — «пещерка», самая почитаемая святыня города. Возле самого собора, справа от алтаря, установлена сень над могильной плитой одного из наместников бывшего монастыря — архимандрита Алексия (Щеглова, в схиме — Авраамия). Известен он был своей тихостью и кротким нравом, так что многие из братии досаждали ему. Под горкой, на которой расположился собор, находится источник святой воды (т.н. «Харалампиевский источник») и купель возле него.

Подготовил иерей Димитрий Степаненков

Благочинный: 
протоиерей Виктор Яковец.

Храмы Ливенского района

Храмы Краснозоренского района

19091