24 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Орловского и Болховского Симона Преосвященный епископ Мценский Алексий, викарий Орловской епархии, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Успенском мужском монастыре города Орла.
Богослужения каждого из воскресений Святой Четыредесятницы посвящены осмыслению какого-либо из аспектов христианской святости; труды святителя Григория Паламы, жившего в 14 веке, сами по себе раскрывают этот феномен, и значение его наследия для православного богословия невозможно переоценить.
Родился святитель в 1296 году в Константинополе, в семье сенатора Константина при императоре Андронике II. Получил хорошее образование, живя, фактически, при дворе. Одним из учителей его был Феодор Метохит, знаменитый придворный ученый. Считается, что талант к философии Григорий Палама показал еще в юности, прочтя в 17 летнем возрасте лекцию о логике Аристотеля перед императором.
В 20-летнем возрасте он покинул дворец и удалился на Афон, где учился подвижнической жизни под руководством препоподобных Никодима и Никифора. В 1325 году был вынужден бежать от турецких нападений. В Фессалониках принял священнический сан и основал монашескую общину, где, наряду с общими службами, практиковалась непрестанная молитва.
В 1331 году он возвращается на Афон в обитель святого Саввы. Однако его уединение было прервано знаменитыми спорами с Варлаамом Калабрийцем, Григорием Акиндином и Никифором Григорой.
Григорий Палама в скором времени избирается архиепископом Фессалоник. Хотя его архиепископство было омрачено и возмущениями сторонников Палеологов, и недолгим турецким пленом, он был очень почитаем горожанами. Известно, что по его молитвам совершались чудеса.
Преставился в 1357 году, а уже в 1368 году — прославлен в лике святых.
Одна из важнейших составляющих его духовного наследия — учение о нетварном свете божественного Преображения. Все его рассуждения на эту тему основаны, прежде всего, на собственном духовном опыте. Свет, который осиял Христа во время Преображения, не был чем-то сотворенным (тварным), но выражал Божественное величие. Видеть его удостоились ученики Христа, получив такую возможность после соответствующего приуготовления Божественной благодатью. Свет этот не был тварным «символом Божества», как полагали еретики-оппоненты Паламы, но был божественным и нетварным. «Весь лик божественных богословов боялся назвать символом благодать этого света,... чтобы никто не посчитал тварным и чуждым Божеству этот божественнейший свет...», — отмечал святителе Григорий Палама.
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии