Память первых русских святых Бориса и Глеба почтили в старейшем храме Орла

Память первых русских святых Бориса и Глеба почтили в старейшем храме Орла

В Богоявленском соборе Орла, один из престолов которого исторически был освящён в честь благоверных князей Бориса и Глеба, Божественную литургию в день их памяти, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, совершил Высокопреосвященнейший митрополит Орловский и Болховский Антоний в сослужении Преосвященного епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария.

Согласно исторической справке Гавриила Пясецкого, в 1641–1646 годах на месте нынешнего Богоявленского собора «орловский богоявленский поп Борис Козмин» возвел деревянный храм. Вскоре он же построил рядом с Богоявленской церковью ещё одну — во имя святых Бориса и Глеба. Со временем вокруг них возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем. Нынешнее каменное здание храма возведено в первом десятилетии 18 века, и является старейшим каменным строением на территории Орла.

За богослужением Архипастырям сослужили: благочинный храмов Орловского округа и настоятель собора протоиерей Александр Прищепа, секретарь епархиального архиерея Ливенской епархии иеромонах Александр (Бучкин), настоятель Свято-Иоанно-Крестительского храма протоиерей Борис Горькун и духовенство храма.

В центре храма на аналое был размещен образ святых страстотерпцев Бориса и Глеба, преподнесенный в дар собору Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в день его Первосвятительского визита в Орловскую митрополию.

Перед началом литургии протоиерей Александр Прищепа, обращаясь к Архипастырям и всем собравшимся, напомнил о значении жизненного выбора, сделанного святыми Борисом и Глебом. «Узнав, что брат решил их погубить, они не стали противостоять, а предпочли мученическую кончину, которая стала их переходом в вечность. По прошествии стольких лет, брата Святополка — завистника, жаждавшего власти, никто хорошим словом не вспоминает. А эти святые угодники молятся за нас и всю Россию», — сказал священник. Он пожелал и скорейшего примирения земле Украинской, где пострадали Борис и Глеб, где братоубийственная смута, схожая со смутой их времен, по-прежнему продолжается.

За Малым входом клирик Богоявленского собора иерей Димитрий Платонов за многолетнее усердное служение во славу Святой Церкви удостоен права ношения камилавки.

После прочтения Святого Евангелия епископ Нектарий обратился к прихожанам с Архипастырским словом.

«Мы знаем, что святые благоверные князья Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира, просветившего Русь верой Православной. Знаем, что он не мог не воспитать своих детей в её заветах. Но, к сожалению, как у Адама и Евы были Каин и Авель, так и у князя Владимира были сыновья, внявшие отцовским наставлениям, а был и Святополк, не последовавший вере отца. Хотя Владимир и не хотел, чтобы Святополк занимал Киевский престол, он все равно хитростью воцарился там во время похода Бориса. Узнав об этом, последний сказал своим воеводам: „В Киев я не пойду — там мой брат; не могу пойти против старшего брата“. Здесь мы вспоминаем слова Евангелия: „Заповедь новую даю вам, да любите друг друга“ (Ин. 13, 34). Борис внял словам Господним о братской любви, и не воспротивился воинам Святополка, пришедшим убить его. Так же поступил и святой Глеб.

И вот мы видим: сыновья одного отца — и какие разные люди. Почему? Потому что одним людям Господь вошел в сердце и принес Свою любовь, а Святополк не принял Господа, потому что сказано в Писании — „в злохудожную душу не входит премудрость“ (Прем. 1, 4)», — отметил Преосвященнейший Владыка.

По его словам, житие святых Бориса и Глеба — наглядный знак того, как заповеди Божии формируют устои общественной и личной жизни, нарушать которые нельзя, потому что это привносит в мир хаос и беспорядок.

По окончании Богослужения Высокопреосвященнейший митрополит Антоний поблагодарил епископа Нектария и пастырей за совместную молитву, сердечно поздравил всех молящихся с престольным праздником.

По отпусте литургии Архипастыри возглавили крестный ход в честь престольного праздника, в завершение которого было возглашено многолетие.

Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии

624