Страстная седмица. Справка

Страстная седмица. Фрагмент росписи правого предела Богоявленского собора
Фото: 

Фрагмент росписи правого предела Богоявленского собора города Орла

Завершающие дни перед Пасхой, посвященные воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения, называеются Страстной седмицей. В эти дни, как говорил один из величайших святых первых веков христианства Иоанн 3латоуст, «разрешена древняя тирания диавола, попрана смерть, связан сильный и расхищены его оружия, заглажен грех, снята клятва и открыт рай, небо перестало быть недоступным».

Богослужение этой великой по своему внутреннему смыслу недели Православная Церковь сопровождает и внешним величием, пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, вдохновенными песнопениями и целым рядом благоговейных обрядов.

Все предсказания пророков, изложенные в Ветхом 3aвете и исполнившиеся в Новом, связанные с последними днями и часами земной жизни Богочеловека, воспроизводятся в богослужениях Страстной седмицы. «Уже на вечерню в неделю Ваий песнопения приглашают верных от торжественного праздника Ваий стекаться на Божественный праздник таинства страстей Господних. А с наступлением самой Страстной седмицы Церковь, воспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, внимательным оком любви и благоговения следит, так сказать, за каждым шагом, вслушивается в каждое слово, даже входит и нас хочет ввести в сами душевные расположения грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжение всего Его Kpeстного пути, от Вифании до Лобного Mеста, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на Kpecте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения», — говорится по этому повод в «Настольной книге священно-церковнослужителя».

 В первые три дня Церковь усиленно готовит верующих к вспоминанию Страстей Христовых. На шестом часе (одном из суточных богослужений, он совершается во время утренней службы) положены чтения о таинственных видениях пророка Иезекииля, которыми были предвозвещены основание земле Церкви Христом, Который, Сам испив всю горесть наших бедствий, сделал их для истинных Своих последователей сладкими, спасительными. Положенное на вечернях чтение из книги Исход посвящено воспоминанию бедственного положения народа иудейского в египетском рабстве, из которого этот народ был избавлен после вкушения агнца, прообразования Пасхи. Второе чтение за вечернями заимствуется из книги Иова. Безропотное перенесение всех тяжких бедствий и испытаний, ниспосланных по воле Отца Небесного на этого праведного мужа, служит прообразованием страданий Христа за грехи наши, а также дает урок безропотного перенесения скорбей и несчастий в нашей жизни.

 В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Церковь выделяет дни Страстной недели особенно продолжительным богослужением. В частности, церковный устав предполагает в первые три дня седмицы прочитывать на часах всё Четвероевангелие. Это делается для того, чтобы собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, чтобы показать, что Иисус Христос во всех событиях Своей земной жизни открывается как истинный Бог и истинный человек, и что только поэтому и страдания Его спасительны для нас.

Все эти события вспоминаются на богослужении в те же дни, в которые они совершались в жизни Спасителя. «Таким образом, — говорит „Настольная книга“, — богослужебный устав в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям, и всюду просвещает нас именно теми словами, которые предлагал Сам Он непосредственным слушателям Своим в эти дни».

3051