«Благословен грядущий во имя Господне»

«Благословен грядущий во имя Господне»

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных в череде событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа.

Это торжественное прибытие Спасителя в Иерусалим верхом на осле, под приветственные возгласы учеников и народа, было осуществлением ветхозаветных пророчеств, особенно пророка Захарии (Зах. 9:9). Христос идет не истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Его Царство «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир.

В символике этого праздника важное место занимают пальмовые ветви (греч. βάια, церковнослав. ва̑іа), и потому его называют Неделей ваий. Евангелие об этом повествует так: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12.12-13). Возглас «осанна!» означает «спаси же!».

В этот день, подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока — с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У нас, жителей Севера, они поневоле заменяются вербами — первыми зеленеющими деревьями, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле — как в свое время Иисус. Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX-XII столетий.

В России XVII века в этот день совершался красочный обряд «Шествие на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Царь пешком вел лошадь (вместо осла), на которой сидел патриарх, за красный повод в Кремль. Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи, гости и простой люд.

В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич. Затем, до 1693 года включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.

В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ею домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот.

Протоиерей Игорь Чистюхин.
Сетевое издание «Орел-регион».

90