Со 2 по 4 февраля 2011 года в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. По его окончании участники Собора направили Послание клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви!
Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, «по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1, 3-4).
Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди «спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ.
Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить «друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10).
Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни — все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).
На соборных дискуссиях обсуждались темы воздаяния долга памяти новомученикам и невинным страдальцам ХХ века, социального и общественного служения пастырей и мирян, заботы о церковных тружениках и о жизни малочисленных коренных народов, отношения Церкви к богохульству и клевете, совершенствования различных форм церковной работы. В подготовке важнейших соборных документов участвовало множество иерархов, пастырей, мирян, ибо успешной работе Собора предшествовала деятельность учрежденного церковного органа — Межсоборного присутствия. Руководствуясь принципом полной открытости к суждениям чад Церкви, оно приняло многие их пожелания и предложения. Призываем клир и мирян, людей пожилых и юных, облеченных опытом и знаниями или только приобщившихся к спасительной благодати — и дальше участвовать, активно, вдумчиво и ответственно, в общецерковной соборной дискуссии.
Церковь — это все мы. Чада разных народов, представители разных поколений и профессий, жители разных стран. И всем нам апостол напоминает: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12, 4-5). Едина и наша древняя традиция, берущая начало в Киевской купели крещения. Един наш духовный идеал, основанный на Евангелии Царства Божия и воплощенный в жизнь нашими святыми предками. Будем хранить его. Будем беречь наше единство. Будем воспринимать миссию Церкви как свой долг и свое призвание, одухотворяя верой православной все наши труды, всех окружающих нас людей, жизнь всего мира, ждущего от нас слова правды и дел любви. Ибо в этом — залог нашего спасения. В этом — основание надежды однажды услышать слова Самого Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).
Вновь обращаем к вам слова апостола и возлюбленного ученика Спасителя: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1, 3) и от Святого Духа.