иллюстрация с сайта verbnoe.paskha.ru/
В пятницу накануне праздника Входа Господня в Иерусалим завершилась Святая Четыредесятница, верующие начали подготовку к Страстной Седмице. С Лазаревой Субботы и до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Страстная Седмица начинается днем воспоминания воскрешения Христом умершего Лазаря.
Следующий за ним праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) является одним из
О входе Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий повествуют все четыре евангелиста (Мф.
Первосвященники и книжники негодовали на это торжество, говоря Иисусу: «Слышишь ли, что они говорят?» Христос же отвечал им на это: «Да! Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? (Мф. 21, 16)
В праздник Входа Господня в Иерусалим в проповедях можно услышать объяснения этого евангельского момента. Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего от рабства греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.
На следующий день Христос вошел в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей (в те времена в храме можно было купить жертвенных животных, поэтому в здесь стоял сильный шум, производимый животными). Христос говорил меновщикам: написано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил.
Церковное почитание этих событий восходит к глубокой древности. Уже в IV веке упоминается о праздновании этого праздника в Иерусалимской Церкви. На Руси также издревле почитался этот праздник. Существовала даже традиция, прерванная в Петровские времена, выезда Предстоятеля Русской Церкви в этот день на осле, которого вел сам Царь.
В день Входа Господня в Иерусалим совершается освящение ваий (пальмовых ветвей), в память того, что жители Иерусалима встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. В честь этого обычая праздник и называется Неделей «Ваий» или «Цветоносной». На Руси он получил название «Вербного воскресенья», потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку.
Молящиеся приходят в храм с вербами и на богослужении таинственно встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами.
Благочестивая традиция освящения верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священник совершает каждение верб, читает молитву и окропляет ветви святой водой. При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!»
При подготовке публикации использованы: материалы сайта храма Христа Спасителя (http://www.xxc.ru);
Фото: Вход Господень в Иерусалим. Икона, Россия, ок. 1700 г.