У православных христиан начался Рождественский пост

У православных христиан начался Рождественский пост

Пост соблюдается с 28 ноября по 6 января. Он является одним из четырех многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Согласно церковному уставу, во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца.

Каждый человек прокладывает свою дорогу сам. Бог хочет, чтобы дорога, по которой идет человек, вела к Нему, шла не только вперед, но и вверх, к вечному. Но как мне понять, ведет ли меня моя дорога к Богу? Не расходятся ли пути, что выбираю я, с местом, куда зовет меня Бог?

Христиане верят, что путеводным маяком на этом пути является Церковь. Во тьме жизни она будто расставляет путеводные столбы, чтобы человек не потерялся. Церковь дает человеку тот образ, которому он призван соответствовать — образ Бога, открытый в Евангелии. Иисус когда-то скажет своим ученикам, а с ними и нам: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен» (Мф. 5:48). Когда-то в древности Господь дал человеку заповеди — те фундаментальные ценности, на которых строится здоровая жизнь как отдельной личности, так и общества. Например, не лгать, не убивать, не завидовать, заботиться о старших и слабых. Эти заповеди были даны еще древнему израильскому пророку Моисею. В Евангелии же они будут преподнесены иначе — не как набор предписаний или запретов, а как будто портреты того, каким должен быть человек: «блаженны нищие духом», «блаженны изгнанные за правду» или «блаженны миротворцы». Эти заповеди соответствуют тому, что говорит нам совесть. Нам как будто даже не надо их читать, потому что мы можем найти их в глубине наших сердец.

И вот тут возникает первая и главная сложность: «знать» и «исполнять». Хорошим человеком быть сложно, даже в благоприятных обстоятельствах. Хорошим человеком быть трижды, почти невыносимо, сложно в обстоятельствах злых и страшных. Сходить с дороги добра нас искушают тысячи идолов: от внутреннего зла, гордыни, мстительности, мелочности или, например, любви к избыточным благам до сложных искушений вроде жажды быть впереди другого, поучать, использовать других людей ради удовлетворения своих нужд и желаний.

Бог через церковь дает нам те средства, что позволяют преодолеть пропасть между «знаю» и «исполняю». Очищать себя покаянием и переосмыслением своей жизни, освящать себя в таинстве единства с Богом — в Причастии. Разговаривать с Богом языком молитвы и чтения Евангелия. Пост — одно из таких средств. Пост учит управлять собой — делать не то, что хочется, а то, что полезно. И учит этому на самом базовом уровне — телесном. Смысл воздержания от определенных продуктов не диетический, а аскетический. Иначе говоря, пост — есть упражнение в умении управлять собой, своей жизнью.

Но не только личный уровень есть во время поста. Потому что путь любви к Богу всегда должен вести и к любви к другому человеку: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). И поэтому в течение поста христиане призваны к упражнению в этой любви. Попытаться преодолеть давние обиды, примириться с теми, с кем в ссоре. Ограничивая себя, проявлять милостыню для других, нуждающихся — например, помочь благотворительному фонду или нуждающемуся знакомому.

Иначе говоря, приходит пост — время, когда стоит остановиться на секунду в бесконечной суете жизни и задать себе вечные вопросы: верю ли я в Бога? Как мне служить Ему? Что я могу с собой взять к Нему? Может быть, здоровье, имущество или одежду? Или тот след любви, что оставляю после себя? А оставляю ли я этот след?

Священник Дионисий Костомаров, сетевое издание «Орел-регион».

59