Евгений Борисов, Информационный отдел Орловско-Ливенской епархии
Сегодня православные празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы, один из двенадцати главнейших праздников годового круга. В этот день вспоминается евангельское событие, послужившее «началом нашего спасения» возвещение Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова.
Оно совершилось, согласно церковному преданию, 25 марта(7 апреля по новому стилю) или в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи. Как повествует одно из праздничных богослужебных песнопений, Благовещению предшествовал Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия ради искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения: «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста Тебе вещая »
Когда приблизился момент воплощения Сына Божия, среди людей родилась и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости достойная послужить делу спасения человечества и стать Матерью Христа.
Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне, за их непрестанные и слезные молитвы о рождении ребенка, и была с детства посвящена Богу и жила при храме. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем Иосифом, плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Иосифа, Дева Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме.
Однажды она читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Тогда с небес ей явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Марию словами: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от этих слов и размышляла, что бы значило такое приветствие. Ангел ответил ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям
Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Евангелие от Луки, гл. 1, ст.
Таким образом, с момента бессеменного зачатия Сына Божия было положено начало спасения рода человеческого, говорится в тропаре праздника, «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление »
Церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века. Об этом имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились еще в Римских катакомбах, во II веке. В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы), предстоящий перед Святой Девой; в левой руке Архангела райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву. Богородица представлена сидящей и благоговейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова: «Се, Дева во чреве примет » (Ис. 7, 14).
Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления человеческого рода, с древних времен помещались на Царских вратах. Царские врата символизируют собой вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает верующим о том, что рай человечества снова открыт Благовещение послужило «главизною» нашего спасения.
В день праздника постящиеся получают небольшое послабление на трапезе разрешается вкушение рыбы. В Благовещение также принято отпускать на волю птиц, этот символический обычай знак того, что по Боговоплощении людям дана свобода от греха.
При подготовке публикации использованы:
- материалы сайта «Благовещение Пресвятой Богородицы» (http://blagoveshenie.paskha.ru);
- Минеи, март. М., 1997.
- Прот. Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви, т.1., М.1996 (репринтное воспроизведение издания 1901);
- материалы сайта храма Христа Спасителя (http://www.xxc.ru);