Ольга Патенкова
Федор Федорович Карпухин создавать свои храмы начал на четвертом десятке лет после того, как ему в руки попала открытка с видом архитектурного ансамбля Кижей. В те годы, в середине
А он, Федор Карпухин, высококлассный токарь одного из мценских заводов, закрывшись ночами в своей мастерской, из крохотных, аккуратно обструганных бревнышек, собирал точные копии Преображенской, Воскресенской, Покровской церквей с далекого острова на Онежском озере.
Сегодня, разглядывая макеты Карпухина (это и московский Храм Христа Спасителя, церкви Суздаля, Каргополя), вдруг ловишь себя на желании подняться по ступеням на паперть, открыть дверь, войти внутрь храма и вдохнуть его воздух, наполненный деревом и ладаном. И только осознав масштаб творения, понимаешь, — мастеру удалось главное — воссоздать Великое в малом.
За многие годы своего увлечения Карпухин вырезал из дерева портреты родных, земляков, героев былин и сценки из простой деревенской жизни, но постоянной темой в его творчестве были макеты храмов. В эти часы вдохновенного уединенного труда душа и память сердца были неразлучны.
Вспоминалось детство, хотя с безотцовщиной оно было коротким. Федора старшего, зажиточного крестьянина, мастера на все руки, не стало за неделю до рождения Федора младшего. В наследство жене и пятерым детям он успел оставить построенный своими руками большой, дом украшенный деревянной резьбой. Но в
Спустя десятилетия Федор Федорович изготовил макет родного дома по памяти и в память об отце.
О Великой Отечественной он рассказывает скупо, хотя воевал с
Войну Федор Карпухин начинал в разведке. Был награжден за взятие четырех «языков». В июле
Сам Федор Федорович говорит, что сберег его Ангел-хранитель, да молитвы, которые он постоянно повторял: «Живые в помощи», «Да воскреснет Бог», «Богородице».
Однажды, вспоминает он, — позвали его в командный штаб. Пришел. Кто-то из командиров спрашивает:
— Ты в комсомоле?
— Нет.
И приказным тоном:
— Записывайся!
Карпухин не стал кривить душой.
— Не желаю!
До сих пор в ушах стоит разъяренный голос:
— Марш отсюда!
Весной
В марте 2010 года Федору Федоровичу исполнилось 90. В свои годы он держится молодцом. Много лет назад овдовев, содержит в полном порядке дом, сад, огород, правда не без помощи детей и внуков. А дом его с виду — терем. Ставни, стены в цветных причудливых деревянных узорах. Издалека виднеется венчающая крышу башенка, напоминающая капитанский мостик.
Когда смотришь на творения его рук — деревянные горельефы, скульптуры, макеты чувствуешь идущее от них тепло и радуешься таланту самобытного художника. Что он знает о гармонии, пропорциях, о законах жанра? Его работы просты, дышат добром и одаривают им смотрящих. В них не глазами, а душой и сердцем легко узнаются первообразы, вдохновенно исполненный мастером деревянных миниатюр.
Ольга Патенкова