Вечером 22 января, в канун Недели 31-й по Пятидесятнице, по Богоявлении, митрополит Орловский и Болховский Тихон совершил всенощное бдение в Свято-Успенском мужском монастыре города Орла.
Архипастырю сослужили секретарь Орловской епархии иерей Димитрий Никулин и братия обители в священном сане.
* * *
23 января Святая Церковь вспоминает святителя Феофана, Затворника Вышенского.
Будущий святитель Феофан родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии, где его отец был священником.
Когда Георгию (такое имя при крещении дали мальчику родители) исполнилось 8 лет, его отдали в Ливенское духовное училище. В 1829 году Георгий Говоров в числе лучших учеников был переведен в Орловскую духовную семинарию.
По окончании семинарии в 1837 году Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, за казенный счет был направлен для обучения в Киевской духовной академии.
В 1841 году, уже в сане иеромонаха, Феофан в числе первых закончил академию и был удостоен степени магистра богословия. Молодой магистр первоначально посвятил себя учебно-воспитательной деятельности, последовательно проходя должности: ректора Киево-Софиевского духовного училища, затем инспектора Новгородской семинарии, а потом бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.
К тому времени нашим правительством окончательно был решен вопрос об учреждении в Иерусалиме Духовной миссии. Иеромонах Феофан давно горел желанием посетить святые места Палестины, лично ознакомиться с положением Православия на Востоке.
Шесть лет пребывания в Палестине были для иеромонаха Феофана временем неустанного труда по изучению религиозной жизни Востока, чему особенно благоприятствовали неоднократные поездки членов Миссии за пределы Палестины — в Сирию и Египет.
По возвращении в Россию иеромонаху Феофану, возведенному в 1855 году в сан архимандрита, суждено было потрудиться на поприще того же духовно-учебного ведомства, вплоть до ректорства Санкт-Петербургской академии. А до этого назначения еще раз побывать на Востоке уже в качестве настоятеля Посольской церкви в Константинополе. В это вторичное посещение Востока (1856-1857) архимандрит Феофан имел случай войти в самое близкое общение с Афоном, не раз посещая его монастыри и изучая на месте жизнь афонских иноков.
В 1859 году архимандрит Феофан после столь частых и неожиданных перемещений с места на место был наконец призван к епископскому служению на Тамбовскую кафедру, а в 1863 году ему дана была в управление более обширная и многолюдная епархия — Владимирская.
Семь лет архипастырского служения последовательно на двух кафедрах — сначала в Тамбове и затем во Владимире — были для Преосвященного Феофана временем его неутомимых забот о благе своих пасомых.
Служение Феофана в святительском сане, благодаря высоким личным качествам, обещало дать много добрых плодов Святой Церкви, но все сильнее и настойчивее стала утверждаться в нем мысль об удалении на покой от дел епархиального управления и об избрании для себя такого места жительства, где бы он беспрепятственно мог отдаться молитве и богомыслию. Еще свою в бытность на Тамбовской кафедре он облюбовал себе такое место — Вышенскую пустынь.
Святейший Синод уважил просьбу Преосвященного. Он был назначен настоятелем Вышенской пустыни.
Прибыв в Вышу, Преосвященный Феофан прежде всего сложил с себя должность настоятеля пустыни, предпочитая все время оставаться здесь в простом звании инока.
В 1872 году святитель Феофан своими руками устроил у себя в келиях малую церковь, отделив для нее часть наибольшей из комнат — гостиной, где и стал совершать все церковные службы совершенно один, без сослужащих.
Кончина святителя последовала 6 января 1894 года, на семьдесят девятом году его жизни.
Канонизация святителя Феофана состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси.
Сейчас мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского (село Эммануиловка Рязанской области, недалеко от Выши). В том же храме находится чудотворный образ Казанской (Вышенской) Божьей Матери.
Подвижник веры и благочестия, епископ Феофан Затворник оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохраненным от юности, святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Этот опыт он, богослов и экзегет, изложил в своих многочисленных творениях — практических пособиях в деле христианского спасения.
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии.