Не так давно в Орел из древнего Болхова были доставлены мощи святоисповедника Георгия Коссова. Верующих собралось немало. Разделить радость обретения и поклониться святым мощам пришли губернатор области А. Козлов, исполняющий обязанности мэра областного центра В. Сафьянов... К мирянам обратился и архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон. Многое из сказанного им затронуло, как говорится, за живое и стало поводом продолжить беседу с архиепископом корреспондента газеты «Орловский комсомолец».
— Владыка, обращаясь к горожанам, пришедшим поклониться мощам исповедника Георгия Коссова, вы среди прочего сказали и о том, что пришло время нам собирать камни, объединиться, изменить свое отношение к происходящему...
— Слава Богу, мы смогли привезти в Орел святые мощи этого уникального человека — человека высокой нравственности, милосердия и доброты. Он исповедник, не мученик. Ему не пришлось благодаря Господу попасть, как очень и очень многим, под пристальное внимание коммунистов, которые очень активно в свое время истребляли духовенство, расстреливали монашествующих, пытали их, ломая кости и даже закапывая живьем.
Сейчас выпускаются сборники, в которых можно найти много не столько любопытной и познавательной, сколько по-настоящему страшной информации. Ведь так, как относились в то время известные силы к православным, можно сравнить с бесчинством фашистов в годы Великой Отечественной войны! Вот что нам сразу принес коммунизм, как только он пришел в нашу страну. Все, абсолютно все было пронизано страхом — в первую очередь, за собственную жизнь...
— Но ведь были и такие, кто находил в себе силы и отказывался от веры во имя благополучия?
— Очень многие стали пытаться принять предлагаемые правила игры. Учились лицемерить и лгать, воровать... И все это, так скажем, под прикрытием красного флага, под его защитой. Выполняли планы, получали премии, использовался же при этом буквально рабский труд рабочих и крестьян, которые, в свою очередь, за эту неимоверно тяжелую работу получали копейки. И то, что нам удалось прорваться в космос, и многое, многое другое — все это заслуга и труд все того же простого народа. Но труд, увы, оцененный далеко не по заслугам. Труд не только простых людей, но и ученых, а где они были? В сталинских концлагерях! Об этом забывать нельзя. Те же колхозники, по сути, так и не вышли из рабства. Даже перестройка толком не позволила им этого сделать.
На мой взгляд, та жизнь, которая в то время была, особенно в
Ну да Бог им судья! Но следует понимать и разделять: идеология властей — это не идеология народа. Потому что, несмотря ни на что, ни на какие трудности, людям удалось сделать практически невозможное — сохранить религию, веру православную, любовь к жизни, земле, труду и, пожалуй, самое главное — патриотизм. Перед ветеранами, которые уже ушли в мир иной, перед теми, кто ныне здравствует, на коленях надо стоять за то, что они выиграли войну с фашистской гидрой. Что смогли из руин поднять страну, родили нас, а как верующие, православные, еще и сохранили христианство. Поэтому время, которое пришло — начиная с
Слова о единении я произнес еще и по той причине, что очень много людей, особенно старшего возраста, которые до сих пор живут своим внутренним миром, сердцем своим в леденящей обыденности еще атеистического времени — так называемого советского периода. Времени бездушного и жестокого. Я по-другому и не могу сказать! Эти поколения, о которых я говорю, они исконно к вере стремились, но жизнь их сложилась так, как сложилась, и они вынуждены даже сегодня жить еще двойной жизнью, которая не позволяет им полностью раскрепоститься, открыться. И на их многострадальные головы обрушилось еще и время перестройки... Но и она не принесла ожидаемого облегчения, а наоборот: новые разочарования. Это и коммунальные расходы, что особенно ощущают на себе пенсионеры, и непомерные для очень многих цены на продукты питания. Тогда не было самих продуктов, а сегодня у большинства нет средств эти продукты покупать. Так какая разница — тогда и теперь? И, конечно же, сколько я жил, сколько сохранила моя память, не было такой злости, драк — в прямом и переносном смысле, — оскорблений, но все четко знали «бывших» и «настоящих». Все, кто тяготели, тянулись к простой, понятной человеческой жизни: зарабатывать своим трудом, содержать хозяйство, иметь свой личный дом, в меру сил помогать бедным, в конце концов, быть приверженцем той или иной религии... Все эти желания, стремления были перечеркнуты теми, кого я назвал бы «настоящими». Которые ходили туда-сюда с красными флагами, пьянствовали... То есть одни сидели в райкомах, горкомах и райисполкомах, а другим приходилось, как рабам, выполнять их волю.
— Отсюда и ненависть, и разобщение...
— Ненависть была огромная! Я сам вышел не из панской среды, а из рабоче-крестьянской, и поэтому знаю, о чем сейчас говорю.
Простой пример. Мои близкие родственники — тети, дяди — работали в разных сферах, в том числе и на зерновых элеваторах. И рабочие, чтобы хоть как-то прокормить свой домашний скот, вынуждены были просто-напросто воровать зерно. По-другому не скажешь. А купить-то это самое зерно было невозможно, даже то, что не годилось ни на муку, ни на посев. Куда все это девалось? Для меня до сих пор загадка... Так вот, женщины особым образом сшивали самые обычные чулки, одевали их и так шли на работу. Там насыпали в эти чулки зерно, подвязывали, покупали еще специально фуфайки на несколько размеров больше, чтобы все это скрыть. По два-три ведра зерна удавалось проносить. А на проходной каждый день проверка! Тряслись, но выхода-то не было! Так, к слову сказать, делали все женщины — независимо от того, в партии ты или беспартийная.
И вот мама моя, царствие ей небесное, рассказывала, что однажды двоих поймали! Партийную оправдали, а другой дали восемь лет, несмотря на то что и детей много было, и трудилась всегда хорошо — на хорошем счету была. Ничего не помогло! Восемь лет тюрем за три ведра зерна! А партийной — только выговор.
Это все говорит о том, что вся эта на вид стройная величайшая система была одновременно и самой величайшей несправедливостью! Это разделяло людей до глубины земного шара. Но чувствовалось, что что-то со временем должно, обязательно должно произойти, что подтолкнуло бы людей навстречу друг к другу. Никто, конечно, не понимал, что это конкретно будет, когда произойдет... Но всегда предчувствовали, особенно верующие. Почему? Ведь как бы четко ни была отлажена система, но если она построена на несправедливости, неравенстве, долго она не просуществует. Хотя срок несколько десятков лет не так уж и мал...
— Да, верующим в те годы пришлось нелегко, но вера помогала им надеяться на лучшие времена. Мой приятель до сих пор вспоминает, как его бабушка говорила: «Ты, внучек, еще увидишь, как бесовская сила уйдет с нашей земли, коммунисты потеряют власть. И люди, и государство вновь обратятся к Богу, верующие будут в почете». Тогда в это верилось с трудом.
— Семьи верующих вынуждены были совершать молитвы в домах при наглухо закрытых окнах. Храмов было очень мало тогда, все приходилось делать тайно. Не дай-то бог кто-нибудь услышит или даже узнает — донесут мгновенно. Это тоже была система, и она очень была отлажена. Приедет милиция — вот и статья за незаконное собрание. А это опять идеология, опять гонения.
Но верующие всегда предполагали и говорили: время антихристов пройдет, пройдет эта безбожная власть. Права оказалась та бабушка. Я сам, еще будучи школьником, слышал такие разговоры, думал: ну как это может быть, чтобы не стало этой власти? Ведь сколько всего: армия, КГБ, КПСС! Проще было предположить, что последние храмы сломают, что нам в пещерах каких-нибудь молиться придется... Исчезнем — и не будет нас!
Но вот когда вся эта система обрушилась, я подумал: ведь это не само по себе все произошло. И не верующие были тому виной. Это сделали сами же коммунисты, коммунистические лидеры. Собрались в Беловежской Пуще и уничтожили страну — Советский Союз. Мою Родину, о потере которой я долго и безутешно горевал, да и горюю до сих пор.
Хотя можно им было собраться в Пуще и прийти к другому решению: например, дать свободу вероисповеданию, признать право на обладание человеком определенным имуществом, право на свободу слова, но не позволить растаскивать, разваливать великую страну. Но они допустили это! Выходит, все это сделала коммунистическая партия. Вначале она эту страну создала, а потом, через несколько десятков лет, не спросив никого, разрушила!
Так куда же эта партия нас вела все эти годы? По какому спасительному пути, если мы вдруг ни с того ни с сего оказались у пропасти? И у людей ненависть к совершим сие вспыхнула еще более сильная! Межнациональная.
Когда начался штурм Белого дома, я в это время был уже в Калининградской области викарным епископом... Страшное время... И в Калининграде, как и в Москве, были баррикады. Пришли ко мне и говорят: «Владыка, там оружие, там может братоубийство произойти! Надо с крестным ходом туда идти».
Пошли священники с крестами, с иконами на эту площадь. Там действительно уже творилось нечто невообразимое. Одни сооружают баррикады, другие на них с оружием идут!
Наше появление несколько успокоило собравшихся, смертоубийства Господь не допустил. А в Москве в это время уже стреляли...
Вот к чему они, эти наши идеологи, нас привели! А мы им доверяли искренне. Мы, духовенство, шли к ним с поклоном, просили открыть храмы, позволить совершать молитвы, службы...
А какая ненависть возникала между близкими людьми!
Говорить, что все были равны, — неправда. Я сам видел: в том же Калининграде, когда случился дефолт, все остались один на один со своими проблемами. У людей, имеющих какие-то сбережения и боявшихся их потерять, сердце не выдерживало в бесконечных очередях в сберкассах. Умирали люди! И случаи эти по стране были не единичными! И после всего нас и сегодня пытаются убеждать, что социализм однозначно хорош...
Когда начинают оголтело хвалить то время, не пытаясь разобраться, не пытаясь быть хотя бы немного объективным, меня это очень обижает.
Да, люди тогда были сплоченными, но причина-то той сплоченности — в беде общей. Особенно это свойственно было поколению, пережившему войну, послевоенному поколению. Бедой, рабским трудом они были очень крепко спаяны.
Но прошло то время, и сегодня конкретно говорить, и говорить, что во всем виноват тот или иной человек, — большая глупость. Мы все — дети одной страны: Российской империи, бесспорно, великого Советского Союза, сегодня — Российской Федерации... И, конечно, нам нужно научиться проявлять чуткость друг к другу. Партии пусть будут — значит, так Бог попускает. Но обратите внимание: как только начинается какая-нибудь предвыборная кампания — какая грязь начинает литься на людей! Это у нормального, порядочного человека может вызвать только одно — ненависть! Вот я всегда и говорю, предупреждаю, что прежде чем сделать шаг, политику надо думать: зачем ты туда идешь, во власть, что способен дать людям, способен ли вообще что-либо дать? Много вопросов...
Людям нашим давно пора открыть глаза. Куда их зовут последователи старой идеологии? Куда? В какие колхозы работать, на какие заводы и фабрики? Оглядитесь вокруг: где это все? Сейчас жизнь наша находится уже на таком отрезке времени, что повернуть назад невозможно, это будет не только мучительно для народа, но и губительно для страны в целом, страны, которая только-только с таким трудом начинает становиться на ноги. Если это вдруг произойдет, это будет означать окончательную гибель страны.
Не надо ждать чуда и верить обещаниям, никто колбаску, как раньше в райкомах на 7 Ноября и 9 Мая, делить больше не будет. Сегодня создаются условия, когда каждый сам о себе заботится.
Но все равно определенные силы упорно идут на обман, провоцируя людей, толкая их на горе. И кого — самых бедных и незащищенных! В то время, когда нам надо созидать, строить, а не разрушать. Надо трудиться! Но я уверен: Бог поможет нам проявить по отношению друг к другу чуткость, тепло и понимание.
Но где нет Бога, там нет ни человечности, ни любви, ни милосердия. Но вот парадокс: это говорю я, выросший под красными флагами, я, посещавший все демонстрации, потому что нас туда чуть ли не силой сгоняли, — меня лично неоднократно наказывали, что в моей семье праздновали Пасху. Поэтому я не понаслышке знаю, что представляет собой доброта, именуемая коммунизмом.
Но также скажу, что я очень уважаю, уважаю искренне Геннадия Андреевича Зюганова. Я не раз и не два лично с ним беседовал. Это человек, на мой взгляд, очень достойный. Но саму идеологию принять не могу и никогда как верующий не соглашусь с ней. И еще. Я всегда говорю, говорил и буду говорить: коммунизм — не политика, это путь, ведущий к смерти.
— Что мешает стать ближе?
— Людям не дает объединиться существующая несправедливость. Используется одна и та же манера — всем все обещать. Ну что можно пообещать тем же пенсионерам, сколько можно? Им необходимо просто и полноценно помочь, если есть такая возможность. Посмотрите, как на селе людям трудно живется! А между тем им просто надо помочь реализовывать плоды собственного же труда. Вот и все! Все эти существующие в изобилии супер- и гипермаркеты могли бы заказывать и реализовывать продукцию, в том числе и орловских селян. Это сейчас делается, и успешно, в Литве. Почему на той же Орловщине так нельзя?
А народ — он все чувствует. Народ — это дети Божьи. Народ, церковь — это тело Господнее... Но одно не могут или не хотят учитывать сегодняшние политики — народ прозорлив, да и Бог дает ему способность чувствовать, где добро, а где зло. Вот люди и теряют уверенность. Это очень опасная тенденция.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что за эти непростые годы люди, так скажу, подраспустились. Этому виной и смутное время, да и лень-матушка сделала свое дело. Слабые начинают искать утешение в алкоголе. Люди спиваются, умирают, детей своих бросают. Да и жить многие начинают по-скотски. Сердце обливается кровью, когда вижу людей в таком состоянии. Это горе наше общее, горе всей России. И только Бог поможет вразумить народ.
Что еще удивляет меня, и удивляет искренне, — куда бы народ ни звали, никто его не зовет на работу. Работы нет! А люди уже начали забывать, что можно лопатой огород вскопать и картошку вырастить.
Много таких проблем глобальных, решить которые только государству под силу.
Церковь же должна нести утешение духовное. Звать к свершениям. Слава богу, что наши орловские земледельцы выращивают хлеб. На нашей земле это умели и умеют делать. Много позитивного начинает происходить.
А лозунгами «Повысим то» или «Снизим это» чего добьешься? Чтобы что-то сделать, работать надо, а не на площади митинговать.
Наши люди сегодня очень чутко ждут, так скажу, призыва к действию, действию позитивному, созидательному. В этом вся причина. Наших людей охватила апатия с гневным ожиданием скорейших перемен к лучшему. Но в сердце русского человека, в его душе всегда живет надежда.
Как апостол Павел говорил: «Надежда всегда является нашей опорой». Дай бог, чтобы никогда не была потеряна та последняя опора, которой является любовь к жизни.
— Какое же время, с вашей точки зрения, было для верующего, православного человека наиболее трудным?
— Мой жизненный опыт подсказывает, что самое тяжелое, когда над душой стоят диктатура и гегемония. Когда нет духовной свободы. Всякая диктатура приносит только бесправие тому, кто находится под давлением этой диктатуры. Вот вспомним время, когда у власти был Хрущев. Как он отбирал землю у колхозников? Это было по сути своей вторичным раскулачиванием. Коров уводили. Сады вырубали. А как при этом бедствовали селяне! Многие еще здравствуют, кто помнит, что при том же Хрущеве был налог даже на... дым!!! А на Кубани или в той же Украине с колхоза нельзя было выехать, паспортов у людей не было. Чем не рабство-то? Настоящее рабство!
Без свободы невозможно. Сейчас мы идем по правильному пути. Но появившейся свободой нужно научиться правильно пользоваться, а это непросто. Иначе свобода очень быстро может превратиться в анархию. Каждый должен заниматься своим делом: кухарка у плиты стоять и пирожки печь, а министр заниматься политикой. Иначе кухарка войны объявит, а министр всех отравит своей стряпней! Поэтому нужны законы, которые будут не только разрешать определенные свободы, но и требовать от человека ответственности перед государством, обществом, самим собой, в конце концов. Этому надо учиться.
В самое сложное время — до начала перестройки — весь груз, прямо скажу, не человеческого, а животно-ненавистнического, зверского отношения к человеку за его убеждения пришлось нести на себе верующим людям. Идеология была беспощадна. Она не щадила ни старого, ни малого. Клеймо «враг народа» ставилось молниеносно и навсегда! Мракобесие царило. Это заставило священнослужителей уходить в подполье в прямом и переносном смысле. Потому что священник, как и его семья, был бесправен в советское время. Подчас даже детям приходилось часто менять школы, так как находились доброжелатели, сообщавшие кому следует, что этот ребенок из семьи верующих. И начинались преследования. От священников требовали компрометировать религию, отрекаться, применялись и провокации. Тюрьма, избиение, даже физическое устранение — все шло в ход...
И так было на протяжении всех лет советской власти и даже еще при Брежневе. Верующие и церковь находились словно за колючей проволокой. Но что удивительно: несмотря на все тяготы, ненависти у нас в душах не было. Мы видели безумие атеизма и не понимали, как этого не видят другие, не понимали, что движет этими людьми. Откуда такая злоба к верующим? Так их руками дьявол борется с Господом. Но мы были уверены, что Господь нас не выдаст и спасение придет!
Священники все равно и крестили, и отпевали. И мало кто под влиянием времени и ситуации отворачивался от Бога.
— Да, видимо, вопрос, почему люди могут быть так жестоки, долго не обретет ответа...
— Откуда эта жестокость? А откуда Иуда? Это все его братья и сестры, которые за кусок и отца убить могут. Я вижу в их поступках и поведении некое животное желание сохранить себя и удовлетворить все свои потребности. Среди таких людей было очень много всевозможных уполномоченных, в обязанности которых входило наблюдение за священнослужителями или просто людьми верующими. Это они доносили, взрывали храмы. У дьявола своя армия, по-другому не скажешь.
— Как ей противостоять?
— Я отвечу, и даже не как архиерей, а просто как верующий человек: надо принять Христа, уверовать. Поможет выжить только вера православная, и только она принесет успех как моральный, так и материальный. Если забудем Бога, мы все потеряем. И та орда, о которой я говорил, растерзает нашу Родину, душу, растопчет могилы наших предков. И, конечно же, надо стремиться к миру в своем сердце и не поддаваться на льстивые слова. А проверять все, соизмеряя пройденным жизненным путем. Что в недавнем прошлом дали обещания тех или иных политиков, бизнесменов, идеологов? Вслушайтесь в слова Господа: «По плодам узнаете их...»
Люди сами в силах это сделать. Надо открыть глаза и строго посмотреть в первую очередь на себя и свою собственную жизнь.
Беседовал Андрей КЛИМОВ
Орловский комсомолец. — 2010, 9 февраля