Церковь отмечает память святителя Григория Паламы

Церковь отмечает память святителя Григория Паламы

В канун Недели 2-й Великого поста митрополит Орловский и Болховский Тихон возглавил всенощное бдение в Ахтырском кафедральном соборе Орла. Этот воскресный день посвящен воспоминанию святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

Архипастырю сослужили настоятель собора, секретарь Орловской епархии иерей Димитрий Никулин, благочинный храмов Центрального округа протоиерей Василий Иванов.

Свт. Григорий Палама

Свт. Григорий Палама

Роспись алтаря Троицкого храма г. Болхова. 21 в.

Родился святитель Григориь Палама в 1296 году в Константинополе, в семье сенатора Константина при императоре Андронике II. Получил хорошее образование, живя, фактически, при дворе. Одним из учителей его был Феодор Метохит, знаменитый придворный ученый. Считается, что талант к философии Григорий Палама показал еще в юности, прочтя в 17 летнем возрасте лекцию о логике Аристотеля перед императором.

В 20-летнем возрасте он покинул дворец и удалился на Афон, где предался подвижнической жизни под руководством преподобных Никодима и Никифора. В 1325 году был вынужден бежать от турецких нападений. В Фессалониках принял священнический сан и основал неподалеку от Верии (городок к западу от Фессалоник) монашескую общину, где, наряду с общими службами, практиковалась непрестанная молитва.

В 1331 году он возвращается на Афон в обитель святого Саввы. Однако его уединение было прервано знаменитыми спорами с Варлаамом Калабрийцем, Григорием Акиндином и Никифором Григорой. Полемика проходила на фоне гражданской войны между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом.

После воцарения Кантакузина Григорий Палама в скором времени избирается архиепископом Фессалоник. Хотя его архиепископство было омрачено и возмущениями сторонников Палеологов, и недолгим турецким пленом, он был очень почитаем горожанами. Известно, что по его молитвам совершались чудеса.

30-е годы 14 века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита, апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами.

Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий по просьбе афонских монахов обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов».

К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама, так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн ХIV Калека; к ним склонялся и Андроник III Палеолог. Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут.

Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.

Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии

Фото: 
Евгений Борисов
171