Marcelkessler / Pixabay
Православные христиане вступили в Великий пост — уже завершилась его первая неделя. Это особенное время, когда мы ограничиваем себя не только в животной пище, но и в развлечениях, шумном досуге. Кому положены послабления в посту, какие недели самые важные, как поститься, чтобы не навредить себе и другим? На эти и другие вопросы читателей газеты «Орловская правда» ответил священник Димитрий Степаненков.
— Многие батюшки говорят, что ограничения в еде — не главное в посте. Раз это не главное, значит, пост в еде можно не соблюдать, а просто ограничивать себя в развлечениях и делать доброе?
— Пост — это какая-то остановка, важное служение. Это время, когда мы останавливаемся для чего-то. Пост нужен для того, чтобы христианин, который и так ежедневно заботится о своей душе, ещё глубже мог заглянуть в неё. Поэтому ответом на первый вопрос, что еда не самое главное, послужит цитата из Иоанна Дамаскина, о том, что если бы пост заключался только в еде, то святыми были бы коровы. Пост заключается во всём. И в пище также должны быть ограничения. Откуда возникли изначально временные ограничения в пище в пост? Пища животного происхождения (это скажет любой врач) вызывает порой агрессивные мысли, поэтому люди в пост переходили на более лёгкую пищу. Также растительная пища более доступная, дешёвая, и переходя на этот вариант пищи, у человека появлялись свободные деньги, которые он направлял на благотворительность, помощь бедным. Здесь нужно найти золотую середину. И в пище надо найти ограничение в соответствии со своим состоянием здоровья, и в увеселениях человек себе должен отказать. Пост это, прежде всего, — ограничение себя. Когда человек развлекается и веселится, он особо не задумывается о своей душе.
— У близкого человека на время поста выпадает юбилей, который он будет отмечать в ресторане. Как мне поступить? Не ходить туда? Но боюсь, человек обидится. А если пойти, то есть риск, что на столе не будет постных блюд....
— Давайте посмотрим на ситуацию немного по-другому. Если бы мы жили в другую эпоху, несколько столетий назад, когда мир вокруг нас был полностью христианский, то всё было бы немного по-другому. Тогда люди стремились праздники, даже если она выпадали на время поста, не отмечать, перенеся празднование на время после Пасхи. Это было логично — отпраздновать Пасху, порадоваться со всей церковью, и потом уже свои праздники отмечать. Второй момент заключается как раз в том, чтобы не соблазнять и не искушать тех, кто пост соблюдает, и стремится не веселиться. У вас получается патовая ситуация: не придёте — обидите человека. Но с другой стороны, он должен понимать, что у каждого человека есть своё внутреннее устроение, по которому он живёт. Вы же не отказываетесь его поздравить, поэтому можно попробовать договориться с человеком, что вы с ним встретитесь после поста. Второй вариант — поскольку вы собираетесь в ресторане, и там заранее заказывается меню, можно договориться о постных для себя блюдах, хотя бы рыбных. Сейчас это не составит никакого труда.
Анна, Орёл.
— Может, это прозвучит несколько с упрёком, но на Бога время можно найти всегда. Если вас, не дай Бог, схватит какая-то болячка, вы обязательно найдёте время сходить к доктору. Поэтому сказать, что у вас нет времени на Бога — ничего не сказать. Посещать службу в храме надо обязательно, и не только в пост. Христианин, если он такой не только по названию и не только носит крестик на шее, это человек, который регулярно посещает Божий храм. У нас есть церковные каноны, которые гласят, что если человек три воскресенья подряд в храме не причащался, то он автоматически подлежит отлучению от Церкви. Да, сейчас 21 век, современные реалии, и этого соблюдения мы не требуем по той причине, что многие люди только приходят к вере, только начинают осознавать. Но это тот идеал, к которому мы должны стремиться. Христианин каждое воскресенье должен быть в храме. А почему, знаете? Почему именно воскресенье, один день в неделю? Потому что есть заповедь, говорящая, что мы должны шесть дней в неделю трудиться, а седьмой посвящать Богу. Поэтому любой ваш труд вы должны постараться скорректировать так, чтобы вы нашли время для Бога. В жизни нужны остановки, должно быть время, когда вы остановитесь и подумаете о своей духовной жизни. Если вы будете всё время работать, то вы, как минимум, подорвёте здоровье.
— Священники часто говорят, что в пост самое главное — это дела милосердия, благотворительность. Вот у меня, к примеру, небольшой достаток, чтобы оказывать благотворительность. Как я ещё могу творить делать милосердия?
Светлана, Орёл
— Священники не говорят, что воздержание в еде это не главное. Тут надо понимать, что пост состоит из нескольких, условно говоря, частей. Первое — это отказ от пищи животного происхождения. Опять же надо брать во внимание состояние здоровья. Второе — это молитва домашняя и храмовая. И третье — это творение добрых дел, которые мы и так должны делать ежедневно. Как раз пост, это, когда мы отказываемся от чего-то, отказываемся от развлечений, и вот эти сэкономленные деньги (где-то на пище лишней, где-то на походе в кино) мы можем направить на благие дела. А ведь часто мы можем помочь и не только финансово, и даже имея ограниченные финансы. В Орле есть места, где занимаются с инвалидами — можно прийти туда и чем-то помочь. В Орле есть отделение в детской больнице, где лежат дети, оставленные родителями — можно прийти туда и принести маленькую пачку подгузников, игрушки. Часто мы не замечаем вокруг себя людей, которым нужно помочь. Недавно видел, как бабуля не могла с костылём перейти дорогу — машины не останавливались. И тут молодой парень лет 12 вышел на дорогу, раскинул руки, чтобы остановить движение. Вот это добрые дела! Если мы будем иметь желание их делать, то непременно найдётся такая возможность.
— Я хочу поститься впервые в жизни. В храм тоже начал ходить не так давно, стараюсь посещать праздничные службы. Какие можете мне дать рекомендации? Что главное для новичка?
Александр, Орёл.
— Требования к постящимся в церкви, казалось бы, для всех одинаковые. Но мы понимаем, что человеку, который привык поститься, будет легко, а человеку, который это делает впервые, будет гораздо сложнее. В любом случае Вам надо будет посоветоваться со священником, у которого вы чаще всего исповедуетесь. Поскольку выдержать Великий пост Вам будет сразу сложно, я могу вам посоветовать держать пост в первую седмицу, Крестопоклонную и Страстную. Это самые важные по смыслу три недели, в которые положена усиленная молитва, в которые читаются наиболее глубокие, богословски насыщенные тексты. В эти дни надо отказаться, конечно, от пищи животного происхождения, и ходить как можно чаще в храм. Даже если что-то не понимаете на богослужении, молитесь своими словами. Это абсолютно нормальное явление молиться своими словами, когда в храме мы что-то не дослышали. В остальные великопостные недели можете есть рыбу, если благословит духовник, а я думаю, он благословит, потому что Вы поститесь впервые. Но, скажу вам, без мяса легко прожить, если в рационе будет рыба. Если будет и в этом случае сложно, то употребляйте молоко, кроме среды и пятницы. Самое главное — усиленная молитва. Пост — это не только и не столько отказ от пищи, это отказ от развлечений, дурных привычек, стремление идти и творить добрые дела.
— Какие молитвы надо обязательно читать во время Великого поста?
— Бывает, что человек не читает утренние и вечерние молитвы вообще. Так вот в пост надо начать читать хоть какое-то их количество. Если человек не читает Евангелие, Псалтирь, Апостол, надо добавить эти книги. Если человек это всё читает, надо постараться чаще ходить в храм. Если кто читает Псалтирь, то можно вместо одной кафизмы прочитать две. Каких-то особенных молитв в Великий пост нет. Можно добавить к домашним молитвам молитву Ефрема Сирина. Она очень глубокая по содержанию. А в целом, каждый христианин должен читать вечерние, утренние молитвы, перед едой, после еды, после работы, до работы. Также читаем главу из Евангелия и по возможности Псалтирь. Те, кто много работает, говорят, что им это сложно. Но хотя бы что-то начать делать всегда можно, сдвинуть себя с мертвой точки, запустить этот процесс, потом его поддерживать, развивать. Нельзя резко начинать всё сразу вычитывать — в этом случае человек через неделю бросит и не захочет никогда молиться вообще. Это как в занятиях спортом. Никто не начинает сразу поднимать 100 килограммов.
— О. Димитрий, можно ли в Пост употреблять алкоголь?
— Знаю, что некоторые пытаются себя оправдать, что мол, пиво, водка — растительного происхождения, а в пост нельзя только животную пищу. А если задуматься глубже, то в Священном Писании написано, что вино веселит сердце человека. Но ведь от такого веселья и чрезмерной радости мы постом стараемся себя ограничить. Соответственно, вывод такой — если человек расслабляется, меньше себя контролирует, как это можно совместить с постом? Это две противоположности, как полюсы у магнита! Часто очень сложно бывает человеку это доказать, ведь многие, выпивая, ищут утешение в скорби, печали. Но нужно понимать, что утешение надо искать у Бога. В алкоголе не найдешь ни радости, ни утешения.
— Какие книги вы можете посоветовать почитать в Великий пост?
— Если не брать во внимание богослужебные тексты и молитвы, то я бы посоветовал почитать творение святителя Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Святителя называли российским Златоустом. Пост — это же приготовление к Пасхе, к Страстной седмице, воспоминания последних дней Иисуса Христа. И прочитать эту книгу — это подойти к осознанию того, что было сделано ради нашего спасения Господом нашим Иисусом Христом, что он претерпел ради этого, какие страдания, какую позорную смерть принял на кресте. Ведь распятие было позорной казнью, предназначенной для самых отъявленных разбойников. И всё это Иисус Христос совершил ради того, чтобы человек мог вернуться к Богу. Мы часто этого не осознаём даже, читая Евангелие — прочитали и побежали дальше. А надо прочитать, а потом минутку посидеть и подумать, вынести пользу. И тогда человек любое своё действие будет согласовывать со словом Божиим.
Ещё рекомендовал бы почитать в Великий пост книги «Сокровенный мир православия», «Непознанный мир веры».
— Сыновья-подростки не хотят поститься, а я хочу. Что делать? Готовить им отдельно скоромную пищу, а себе постную? Или заставлять их поститься, предлагая постную еду?
Марина Иванова, Орёл.
— Вопрос в том, насколько ваши дети готовы принять постную еду. Вы же даёте детям карманные деньги? Так они пойдут и купят шаурму себе. И разве надо такое? Заставляя поститься, к Богу вы их не приведёте. А вот если вы проявите терпение и будете готовить им скоромное, как они хотят, а себе постное, то что-то в сердце и душе у них отложится, ёкнет, они задумаются. Прояви терпение, сдержись сам — вот он и есть пост. А по-другому к Богу их не приведёшь, насильно в рай не загонишь.
Беседовала Марьяна Мищенко
«Орловская правда»
Фото: Keram Borz / Pixabay