У Бога все живы: переживанием этой истины наполнены молитвы православных христиан в дни особой церковной молитвы об усопших. К их числу относится и Вселенская родительская (мясопустная) суббота, которая в этом году отмечается завтра, 2 марта. О православной традиции молитвы о тех, кого уже нет с нами, рассказывает священник Димитрий Степаненков.
* * *
С самых древних времен мы знаем о поминовении усопших. В Священном Писании Нового Завета нет прямых указаний на поминовение усопших в наших молитвах. Но Церковь в самых ранних чинах литургий установила поминовение усопших, надеясь на милосердие и благоутробие Божие по отношению к ним.
Но есть в Священном Писании Нового Завета место, косвенно указывающее на необходимость подобных молитв. Например, молитва апостола Павла об Онисифоре: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день...» (2 Тим. 1, 18). Контекст данного отрывка Священного Писания говорит о том, что Онисифора уже не было в живых.
О Ветхозаветном поминовении усопших пишет священник Олег Давыденков: «Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена, например во Втор. (26, 14) и Исх. (16, 17) говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар. 3, 4–5 содержится молитва о прощении грехов усопших: „Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших“».
Иуда Маккавей так молится о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли: «...да будет совершенно изглажен содеянный грех...» (2 Мак. 12, 42). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву — «...да разрешатся от греха» (2 Мак. 12, 45)».
Противники поминовения усопших приводят несколько мест Священного Писания для доказательства своей правоты. Попробуем опровергнуть их мнение.
Для начала покажем основные пункты, выдвигаемые сторонниками непоминовения усопших, и дадим им краткий разбор:
- Священное Писание не имеет в себе прямого указания на совершение подобных молитвословий. Если следовать такой логике, то нельзя употреблять и термин «Троица», поскольку он был введен лишь в конце 2 века святителем Феофилом Антиохийским. Таких примеров мы можем привести множество. Но в Священном Писании есть общая заповедь о молитвах друг за друга («Молитеся друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5, 16) и «Молитеся за вся человеки» (1 Тим. 2, 1)), и эту заповедь можно отнести и к молитвам за усопших, потому что для Бога все живи суть.
- В притче о богаче и Лазаре есть указание на пропасть между праведниками и грешниками, которую невозможно пересечь ни с одной, ни с другой стороны. Но из притчи о богаче и Лазаре видно только, что только находящиеся во аде сами собою не могут переменить своей участи: испросить у Бога избавления из ада, а также, что оно невозможно для таких, каким был евангельский богач, но это не позволяет делать категорический вывод, что оно невозможно для всех. Имея ключи ада и смерти, Господь как низводит в преисподнюю, так может и возводить из нее. Волен Господь за молитвы Церкви открыть врата рая и грешникам. Притча эта описывает ветхозаветные времена, когда, действительно, рай был закрыт абсолютно для всех. С пришествием в мир Спасителя всё изменилось: разрушились «вереи вечные» и открылись врата рая для всех.
- Опираясь на слова апостола Павла: «...воздаст каждому по делам его» (Рим. 2, 6), противники поминовения усопших утверждают, что человек не может ничего делать в загробном мире для своей души, поэтому его судьба решается только на земле, только его собственными поступками. Вряд ли случайным оказывается установление апостолов о поминовении усопших за Божественной литургией. Священное Писание указывает нам на возможность прощения грехов после смерти. «Всяк грех и хула отпустятся человеком, а яже на Духа хула не отпустится человеком. И еже аще речет слово на Сына Человеческого, отпустится ему: а иже речет на Духа Святаго не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий» (Мф. 12, 31-32). Последние слова дают нам понять, что некоторые грехи (кроме хулы на Духа Святаго) могут быть прощены в будущей жизни. А поскольку это возможно, то нам надо молиться о христианах, которые неповинны в хуле на Духа Святаго (в том числе, в упорном противлении Богу).
Разве может любовь не приносить плоды
Поминовение усопших за богослужением, в личной молитве — проявление нашего благочестия и нашей любви к усопшим сродникам. А разве может любовь не приносить плоды? Молитва за усопших должна быть потребностью души, выражением любви. В Писании также нет и запрета молиться за усопших. Иисус Христос осуждал многие обычаи и обряды, об этом обряде ничего не упоминается.
Убедившись в законности поминовения усопших и необходимости этого, перейдем к обрядам, связанным с поминовением усопших. После смерти православного христианина, у его гроба совершаются литии и панихиды, на третий день совершается чин погребения. Этот чин является утешением для родственников и молитвой за усопшего. В молитвословиях мы слышим от лица новопреставленного просьбу о молитве за него, по окончании чина читается разрешительная молитва над почившим. Особо выделяются для поминовения почившего третий, девятый и сороковой дни. В третий день мы вспоминаем тридневное восстание от гроба Господа нашего Иисуса Христа, просим Его о помиловании души почившего по воскресении, в девятый день мы почитаем девять чинов ангельских и просим их быть ходатаями ко Господу о блаженно преставившемся, в сороковой же день вспоминаем сорокодневный пост Спасителя в пустыне и просим, чтобы новопреставленный также достойно выдержал Суд Божий, как Спаситель искушение от диавола в пустыни, а также, чтобы вознесшийся на небо в сороковой день по восстании своем Господь достойно упокоил почившего в селениих Авраама, Исаака и Иакова.
Преподобный Макарий Египетский иначе толкует эти дни памяти усопшего: «В течение 40 дней по смерти душа человека проходит мытарства, а в третий, девятый и сороковой день возносится ангелами на поклонение Небесному Судии, Который в 40 день и назначает ей известную степень блаженства или мучения до всеобщего последнего суда; потому поминовение усопшего в эти дни имеет особенно важное значение для него».
В какие дни Церковь особо молится об усопших
По прошествии сорока дней со дня смерти в остальное время почивший поминается за Божественной литургией, на панихидах, а также за богослужением в особые дни — так называемые «родительские субботы».
На литургии поминовении совершается несколько раз: на проскомидии вынимаются частички из просфор об упокоении всех православных христиан с молитвой о прощении всех их грехов, на сугубой ектении есть прошение «о всех прежде почивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду, православных», в дни памяти малых святых (знак службы по Типикону) по входе поется заупокойный кондак «Со святыми упокой» и после сугубой произносится заупокойная ектения, также поминовение усопших совершается после пения «Достойно есть» или задостойника. Поминовение усопших нарочито совершается и в обычные субботние дни при пении Октоиха, например, в надписании канона этого дня (кроме 3 гласа) мы читаем: «Святым мученикам и святителем (= иерархам в 7 и 8 гласах), и преподобным, и усопшим». Таким образом, церковь в своей молитве этого дня объединяет всех усопших: как прославленных, так и непрославленных. Очень трогательны и акростихи (краегранесия) этих канонов.
Особые поминальные дни выделяются из рядовых дней и составом богослужения. Они отведены уставом специально для молитвенного воздыхания о почивших наших сродниках. Такие дни суть: Вселенские родительские субботы (пред Неделей Мясопустной и Пятидесятницей), 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (родительские), Димитриевская родительская суббота (ближайшая перед 26 октября/8 ноября — памятью великомученика Димитрия Солунского), Радоница (вторник Фоминой седмицы).
Вселенские субботы тем отличаются от простых родительских, что на первое место в эти дни должно выходить поминовение не наших усопших сродников, а всех от века усопших православных христиан (к чему нас и призывают песнопения службы этого дня). Три субботы великого поста имеют заупокойный характер в связи с отсутствием литургийного поминовения усопших на седмице. В эти и последующие дни (упомянутые выше) на первое место выходит молитва о наших усопших сродниках, потом о всех православных. Димитриевская родительская суббота является данью русского народа героям, положившим душу свою на Куликовом поле в 1380 году. Установлена князем Димитрием Ивановичем Донским накануне его дня тезоименитства. Радоница является первым послепостовым и послепасхальным днем, когда возможно литургийное поминовение усопших сродников, чьи дни памяти пришлись на пост и светлые Пасхальные дни. К этим поминовениям присоединялись поминовения прочих усопших, таким образом этот день стал днем общего поминовения усопших.
Также отдельно стоит упомянуть о поминовении усопших воинов 29 августа/11 сентября — в день памяти усекновении главы Крестителя Господня Иоанна, установленном по указу императрицы Екатерины Второй в 1769 году. Святитель Афанасий (Сахаров) выступает против данного установления, поскольку оно не соответствует ни духу, ни букве устава.
Святитель Афанасий Ковровский пишет: «Древняя Русь имела еще один день, в который, главным образом по городам, совершала поминальное моление. Это был четверток перед праздником Святой Троицы». В этот день совершалось отпевание всех странников и пришельцев данной местности, чьи тела ждали погребения в т.н. «божедомке» или «скудельнице».
Неотъемлемой частью жизни православных христиан является поминовение усопших на домашней молитве. Немаловажным является и раздача милости в память почивших. Много пользы приносит преставившимся наша забота о их посмертной участи.
Как молиться о неправославных?
Важно помнить, что всё вышеперечисленное относится только к усопшим православным христианам. Над инославными подобные обряды в православном храме совершаться не могут. Но нельзя думать, что им нет надежды на помилование.
Преподобный Макарий Египетский пишет, «что те, которые сподобились сделаться чадами Божиими и в себе имеют просвещающего Христа», которыми «различно и многообразно управляет Дух и в сокровенности их сердца согревает их благодать», — такие ... «иногда в плаче и сетовании слезно молят о спасении всех человеков, потому что горя Божественною духовною любовью ко всем человекам, восприемлют на себя плачь целого Адама». На ту же тему пишет святитель Филарет Московский: «То несомненно, что дерзновение чудотворцев неудобно обращать в правило и примерами людей, достигших высшей степеней совершенства, о которых можно сказать по Апостолу, что для них закон не лежит, нельзя руководствоваться всем и каждому».
Молитва о неправославных не должна стать соблазном для православных, даже если она приносит утешение родственникам. Не должна христианская любовь довлеть над церковным уставом в данном вопросе. Ведь не можем мы о католике или лютеранине читать молитву следующими словами: «...аще бо и согреших, но не отступи от Тебе...и Троицу... православно даже до последнего своего воздыхания исповеда»?
Также надо помнить о том, что нет и не может быть молитв за самоубийц, самовольно в своем уме лишивших себя жизни. С 27 июля 2011 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принят к употреблению «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Во вводной статье к этому последовании приводится следующая причина составления: «Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи „вне ума“, хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения».
Утешение в чтении Писания
Помимо вышеперечисленных молитвословий, нельзя забывать о чтении Псалтири по почившим с молитвой о них. «В Православной Церкви существует благочестивый обычай чтения Евангелия над телом почившего архиерея или священника и Псалтири — над телом усопшего мирянина до погребения и в память его после погребения. «Какая другая может быть жертва Богу в умилостивление о предлежащем, как не сия, т. е. благовествование о воплощении Бога, Его учении, таинствах, даровании оставления согрешений, спасительных страданиях за нас, „животворной Его Смерти и Воскресении“ (Новая скрижаль). Евангельское слово выше всякого последования, и потому его следует читать над почившим совершителем Тайн Божиях, проповедником Слова Божия». Как видим, есть небольшие различия в поминовении мирян и духовенства, они оправданны.
Православным христианам необходимо не только молиться о почивших сродниках, но и увещать других к этому. Но надо осознавать, что мало одной молитвы, нужна милостыня и добрые дела в память усопших. Нельзя гнушаться церковными таинствами и обрядами в отношении наших родственников, отшедших в мир иной.
Иерей Димитрий Степаненков, клирик храма Иверской иконы Божией Матери