Евгений Борисов
27 сентября, в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, Православная церковь вспоминает события начала четвертого века, оказавшее глубокое влияние на церковную жизнь того времени и прочно вошедшие в сознание верующих последующих веков. В окрестностях Иерусалима на Голгофе были обретены остатки древа Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.
Мы свято и благоговейно почитаем Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело мы начинаем и кончаем крестным знаменем, делая все во славу Христову.
А еще изображением Креста принято отмечать места, особенно дорогие верующему сердцу не только поля жестоких битв, воинских захоронений, но и границы государства (как это мечтал сделать святой Царь-мученик Николай II, а сегодня его идея воплощается в жизнь), православные кресты с недавних пор можно видеть на автодорогах, в монастырских комплексах, то есть везде.
В канун праздника Воздвижения мы подготовили подборку из фотоархива информационного отдела епархии, в которой собраны фотографии поклонных Крестов, установленных в разных уголках России.
Православный крест на вершине Белой горы на фоне бескрайней равнины Пермской земли. Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, Пермский край.
|
Поклонный крест и антенна дальней космической связи. Тверская область |
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Поклонный крест в Никоновой бухте. |
Псков. Согласно преданию, здесь в августе 1581 года Пресвятая Богородица явилась кузнецу Дорофею, и Её милостию псковичи отстояли свой город от войск польского короля Стефана Батория. Под крестом покоятся погибшие защитиники Пскова. |
Поклонный крест в храме Николы-на-Песках, |
Крест у источника преподобного Серафима Саровского в поселке Цыгановка, Нижегородская область. |
Поклонный крест, воздвигнутый 6 мая 2007 года в память воинов и горожан, упокоенных на Егорьевской горе с момента основания г. Орла. |
«Благодарная Россия своим сыновьям». Крест, установленный на месте сражений Гражданской войны в балке Непрец, Орловский район Орловской области. |
Праздник Воздвижения установлен Церковью в память чудесного обретения Креста, на котором был распят Христос. Император Константин Великий, провозгласивший в 313 г. Христианство государственной религией Рима, испытывал огромное уважение и благоговение к этой святыне, и собирался начать возведение храма на Голгофе.
Для исполнения этого желания его мать святая Елена отправилась в Иерусалим, имея желание разыскать Крест. Крест был найден ею там, где это только и могло быть на Голгофе, но вместе с ним еще два креста. Теперь необходимо было высшее свидетельство об этой великой святыне. И оно было тотчас получено: все три креста поочередно были приложены к телу умершего, которого проносила в этот момент проходившая невдалеке похоронная процессия. Первые два не прозвели никакого результата, а вот от третьего было явлено чудо: умерший воскрес.
К обретенной святыне начали стекаться окресные жители, и по причине многолюдства патриарх Макарий поднял Крест Христов над молящимися. Праздник воспоминания такого обретения величайшей христианской святыни бы установлен в 335 году, и получил название Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Согласно православному вероучению, явление Креста прежде всего знак победы добра над злом, покорения греха, это источник любви, ибо через вольные страдания Спасителя на кресте и Его воскресение из мертвых были открыты двери райские и человеческому роду дарована новая жизнь.
Воздвижение в богослужебном круге Церкви относится к числу двунадесятых, то есть двенадцати главных праздников. Этот день часто сравнивают со Страстной неделей, которая бывает перед Пасхой, он также посвящен усиленной молитве и строгому посту. Как говорят богословы, если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над страданиями Спасителя, то в день Воздвижения радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью. В этот день Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы, и в этот день особо чествует Его, как величайшую святыню.
Православный святой 19-го столетия архиепископ Иннокентий (Борисов), уроженец Орловщины, писал, что воздвижением Креста Господня изображается все, что было и есть в жизни Христа, и все, что должно быть и чего, может быть, нет в жизни нашей. «Будь же признателен к беспримерному снисхождению, умей ценить крестное величие Господа твоего, научись употреблять его в свою пользу через подражание Ему, начни нести ту часть креста, которая достается на твою долю, для очищения тебя от скверн плоти и духа. Крест для того так и низводится долу, дабы ты, лежащий на земле во грехах, мог взяться за него верою и вознестись с ним на высоту. Не опускай же сего драгоценного случая!», говорил святитель Иннокентий.
Информационный отдел Орловско-Ливенской епархии
В публикации использованы: материалы сайта
«Воздвижение Креста Господня»,
«Настольная книга священно-церковнослужителя».