...Вознёсся Ты во славе!

В праздник Вознесения Господня священнослужители облачаются в белоснежные одежды, сменяя пасхальные красные. Благочинный Орловского округа настоятель Богоявленского собора протоиерей Александр Прищепа рассказал газете «Орловская правда» о смысле двунадесятого праздника, о его символическом значении.


— Отец Александр, какое событие отмечают православные в праздник Вознесения?

— После празднования Светлого Христова Воскресения, ровно через 40 дней, мы вспоминаем Вознесение Христа во плоти на небо. Обратившись к евангельским событиям, мы вспомним, что Христос в течение этих 40 дней являлся своим ученикам, апос­толам. Но являлся таинственно, больше как дух. Перед Вознесением же Спаситель предстал перед учениками во плоти, показал им свои раны. Он возложил на апостолов руки, благословил их и в этот момент начал медленно восходить на небеса. Когда ученики начали скорбеть от расставания с ним, Спаситель обещал, что вернётся на землю во второй раз, чтобы ввести в Царствие Небесное праведников уже навечно.

— О чём должны задуматься христиане, встречая этот праздник?

— Мы также должны устремиться душой и помыслами к небу, к вышнему, как когда-то Христос вознёсся плотью. Это светлый, радостный праздник с пышным, торжественным богослужением. Но в то же время мы ощущаем некоторую скорбь, которую чувствовали апостолы, расставшись на земле со Христом. Белый цвет облачения священников на праздничной литургии в праздник Вознесения — это цвет веры, надежды на будущую встречу со Спасителем. Но мы должны помнить: вечное блаженство и радость от встречи со Христом получат только те, кто в своей земной жизни был со Христом. То есть те, кто старался следовать заповедям Божиим. Говорю «старался», потому что жизнь человека не может быть абсолютно безгрешна по причине первородного греха. Но мы должны стремиться к Богу, каяться в своих грехах, соединяться со Спасителем через Таинство Причастия, принимая частичку его Честнаго Тела и Крови.

— Какие богослужения проходят в праздник Вознесения Господня?

— Накануне четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерне которого поются стихиры, посвящённые этому событию. Читаются три паремии, в которых содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа. На утрени читается Евангелие от Марка, каноны праздника, написанные Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнопевцем.

«Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра», — вот такие радостные слова звучат в праздничном тропаре.


Беседовала Марьяна Мищенко
«Орловская правда»

1300