21 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, Высокопреосвященнейший митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил в Ахтырском кафедральном собора Орла Божественную литургию, а накануне воскресного дня — возглавил здесь же всенощное бдение. Неделя о мытаре и фарисее — день в богослужебном годовом круге, когда начинается подготовка к Великому посту, на церковных службах начинают звучать покаянные песнопения постной триоди, а на Литургии читается фрагмент Евангелия от Луки о гордом фарисее и смиренном мытаре — сборщике податей.
За богослужением Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили: благочинный храмов Орловского округа митрофорный протоиерей Александр Прищепа, настоятель Ахтырского собора митрофорный протоиерей Димитрий Захаров, секретарь Орловско-Болховской епархии протоиерей Владимир Сергеев, клирики собора.
После Евангельского чтения митрополит Антоний обратился к собравшимся с Архипастырской проповедью.
«Мы осуждаем этого фарисея которые пришел в храм, и, встав на почетное место, кичился тем, что и заповеди исполняет, и подати дает, и помогает кому-то — всё просто великолепно у него, — сказал Владыка. — В заключение своих слов о том, как он хорошо все делает, он добавляет: «я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11).
Все знали, кто такие мытари — их ненавидел народ, потому что они собирали подать римскому императору, ненавистному евреям, бывшим под его руководством. Император определял всю жизнь Израиля того времени, разве что за исключением исполнения заповедей иудейской религии — веровать в Бога не воспрещалось — не то, что было у нас после революции — власти были готовы расстреливать, уничтожать верующих; говорили, что «чем больше расстреляем священников, тем большую услугу сделаем государству»...
А что говорил мытарь, собиравший подати? Единственная его молитва его была полностью противоположна фарисейской. Никого он не осуждал, не хвалился своими подвигами. Просто несколькими словами усердно молился Богу: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Эта молитва многое говорит о его смирении перед Богом. Что погубило Денницу, отпавшего от Бога? Гордыня и превозношение низвергли его из рая... Мытарь имел величайшее смирение, которое если бы было у Денницы, то он бы не лишился бы рая, и не встал бы на путь, на котором главная его цель — соблазнить людей отступить от Бога.
Наше спасение в том, чтобы опомниться и заглянуть в свое сердце. Не осуждайте других, но в свое сердце посмотрите — каков ты! Да, этот фарисей исполнял государственную должность, и у нас сегодня тоже много таковых — но при всем этом не заходят люди в храм, не каются, не скажут: «Господи, прости». Коррупция и прочие аналогичные явления производят от гнили духовной — от того, что сердце не чисто у человека, душа не чиста. И нет у него желания помочь ближнему, ни молиться — потому такому человеку нет нужды ходить в храм. «Что там в храме такого происходит?» — думает он — душа его ничего не понимает. Фарисей был выше наших чиновников, которые сегодня и в храм не ходят, и мешают Церкви проповедовать слово Божие детям. Очень важно, какие семена мы заложим в детское сердце. Если доброту, красоту, радость, любовь к родителям, то эти качества сделают его героем по жизни, потому что его все будут уважать и любить как воспитанного человека. А когда не прививают духовно-нравственных основ, ребенок другим растет — жди тогда страшных вещей, о которых мы с ужасом слышим в новостях — например, когда мать, чтобы ребенок ей не мешал, выносит его на мороз. Отчего всё это происходит? Потому что не умеем воспитывать детей; не знаем, что такое смирение перед Богом. И любой из нас должен сказать: «Что я буду осуждать кого-то, если он в храм пришел неправильно одетым; о себе подумать надо!» Вот этот взгляд в себя и есть смирение, которое проявил хотя и презираемым всеми мытарь, но имевший этот драгоценный дар смирения перед Богом».
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии