26 и 27 сентября, когда Православная Церковь празднует Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня — торжество чудесного обретения главной святыни мира, на которой Христом было совершено спасение человеческого рода, Высокопреосвященнейший митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил праздничные богослужения в Ахтырском кафедральном соборе Орла.
Вечером 26 сентября Архипастырь возглавил утреню с чином
Воздвижения Креста. Утром 27 сентября Высокопреосвященнейший митрополит Антоний совершил Божественную литургию в сослужении настоятеля храма протоиерея Димитрия Захарова и клириков Ахтырского собора.
Праздник Воздвижения установлен святой равноапостольной Императрицей Еленой, матерью равноапостольного Константина Великого, открывшей в ходе раскопок Святой Крест. В знак особого почтения к величайшей святыне православные в этот день соблюдают строгий пост.
История праздника такова — в четвёртом веке святая равноапостольная Елена отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником. В результате произведенных раскопок была найдена пещера Гроба Господня и неподалеку от нее обнаружены три креста. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине, и когда та исцелилась после прикосновения к одному из них, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня. По другой версии предания, от соприкосновения с одним из трех крестов воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест) и таким образом, Крест на котором был распят Спаситель, был определен.
Часть Креста Елена отправила в Константинополь, а основная его часть была помещена в Иерусалимском храме. Над пещерой Гроба Господня был построен храм Воскресения Христова, в который перенесли святыню.
Чтобы дать возможность многочисленным паломникам увидеть крест Господень, епископ Иерусалимский Макарий поднимал, или «воздвигал» его над головами молящихся, и от этого поднятия — «воздвижения» — и произошло название праздника.
«Крест Господень стоит основанием своим на земле, и является подножием Бога, сошедшего на землю, чтобы исполнить ранее данные обетования, — сказал в своей проповеди за праздничной литургией Высокопреосвященнейший митрополит Антоний. — Когда мы поем „Кресту Твоему поклоняемся, Владыко“, — мы воспоминаем страшные муки, которые Господь принял за нас с вами, за наши грехи, искупил нас, чтобы мы наследовали уготованное от создания мира Царствие Божие.
Поклоняясь Кресту, мы ожидаем получить и то, о чем в песнопении сказано далее: „и святое Воскресение Твоё славим“...
Всякий кто с покаянием воззрит на крест, искренне раскается в согрешениях, откроет сердце своё Богу, — ещё в этой жизни увидит своё воскресение в жизнь вечную».
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии