Чин умовения ног: история и значение удивительного обряда

Чин умовения ног: история и значение удивительного обряда

9 апреля, в Великий четверг, по окончании Божественной литургии в Ахтырском соборе митрополит Орловский и Болховский Антоний совершит чин омовения ног сослужившим ему двенадцати священникам. Этот богослужебный обряд совершается в четверг Страстной Седмицы в кафедральных соборах правящим архиереем или Патриархом, который по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.

«На Тайной Вечери, преклонив колени, Спаситель омыл ноги ученикам, как это делали обычно только рабы, показав, что каждая человеческая личность важна пред Богом», — так сказал о значении этого события в одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл.

Согласно «Архиерейскому чиновнику», архипастырь садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садятся 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для омовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю, после чего совершаются положенные молитвословия.

Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Затем диакон читает фрагмент из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов «и положи ризы своя» архиерей снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, и затем при соответствующих словах Евангелия он берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно. После этого звучат слова Евангелия: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент Предстоятель поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается.

Когда архиерей доходит до старшего из священников, звучит следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник говорит архипастырю слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что Патриарх отвечает ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих». Старший священник отвечает: «Не умыеши ноги моей во век» и получает ответ от архиерея: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: «Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу», после чего слышит в ответ: «измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси», тогда же умываются и его ноги.

Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Роспись церкви Панагии Асину в Никитари, Кипр. 1105 г.

Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Роспись церкви Панагии Асину в Никитари, Кипр. 1105 г.

В завершение чина архиерей и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл совершившегося умовения.

В практике Русской Церкви в XX веке обряд вышел из обязательного исполнения. В 2009 году Святейший Патриарх Кирилл в Великий Четверг по окончании литургии в Богоявленском соборе впервые в новейшей истории Русского Православия совершил чин омовения ног. По свидетельствам старожилов, в Орле в последний раз обряд совершался более 30 лет назад, после чего был совершен лишь единожды в 2010 году.

Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии

2907