9 апреля, в Великий четверг, по окончании Божественной литургии в Ахтырском соборе митрополит Орловский и Болховский Антоний совершит чин омовения ног сослужившим ему двенадцати священникам. Этот богослужебный обряд совершается в четверг Страстной Седмицы в кафедральных соборах правящим архиереем или Патриархом, который по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
«На Тайной Вечери, преклонив колени, Спаситель омыл ноги ученикам, как это делали обычно только рабы, показав, что каждая человеческая личность важна пред Богом», — так сказал о значении этого события в одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл.
Согласно «Архиерейскому чиновнику», архипастырь садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садятся 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для омовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю, после чего совершаются положенные молитвословия.
Затем диакон читает фрагмент из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов «и положи ризы своя» архиерей снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, и затем при соответствующих словах Евангелия он берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно. После этого звучат слова Евангелия: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент Предстоятель поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается.
Когда архиерей доходит до старшего из священников, звучит следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник говорит архипастырю слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что Патриарх отвечает ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих». Старший священник отвечает: «Не умыеши ноги моей во век» и получает ответ от архиерея: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: «Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу», после чего слышит в ответ: «измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси», тогда же умываются и его ноги.
В завершение чина архиерей и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл совершившегося умовения.
В практике Русской Церкви в XX веке обряд вышел из обязательного исполнения. В 2009 году Святейший Патриарх Кирилл в Великий Четверг по окончании литургии в Богоявленском соборе впервые в новейшей истории Русского Православия совершил чин омовения ног. По свидетельствам старожилов, в Орле в последний раз обряд совершался более 30 лет назад, после чего был совершен лишь единожды в 2010 году.
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии