Что вообще значат для православного 40-дневное воздержание, святая Четыредесятница, и Страстная неделя, которая считается отдельным постом? Об этом в интервью газете «Орловская правда» рассказал настоятель храма Казанской иконы Божией Матери пос. Нарышкино протоиерей Олег Сучков.
— Отец Олег, какое значение для православных имеет Великий пост? Откуда вообще пошла традиция поститься перед Пасхой?
— Ещё в правилах святых апостолов сказано, что если мирянин не соблюдает св. Четыредесятницу, а также среду и пятницу каждой недели, то будет отлучён от церкви. Во времена первых христиан было именно так строго. И надо сказать, это правило никто не отменял. Сейчас, конечно, от церкви за несоблюдение поста не отлучат, но... Это, как вор, которого поймали, и вор, которого не поймали — всё равно и тот, и другой остаётся вором.
Есть предание, что первый пост наложили на себя апостолы — за то, что разбежались, оставив Христа в смертельных страданиях одного. Православные христиане постятся также в знак того, что Спаситель и сам постился 40 дней в пустыне.
Церковь предлагает нам определённые духовные упражнения: молитву, говение, воздержание. Ведь душу тоже надо тренировать, как и мышцы. В пост у нас воспитывается сила воли. Для чего? Дело в том, что без воли грех победить невозможно. И в пост эти духовные упражнения укореняются, входят в привычку, которая так необходима христианину каждый день. Хочется — а не буду. Волевой человек может отказать греховным помыслам, а безвольный — нет.
Вдумайтесь в само понятие слова «пост». А ведь оно употребляется ещё в другом значении — как сторожевой пост — место, где стоит часовой. Это пост на страже своей души. Только у часового есть бронежилет, каска, оружие, а у православного христианина — щит веры, броня поста.
— О правилах поста знают многие, но мнения разнятся. Кто-то говорит, что можно есть рыбу, пить вино по выходным...
— Что касается правил питания в Великий пост, то полностью исключается употребление скоромной пищи: яиц, масла сливочного, мяса, сметаны, сливок, молока — еды животного происхождения.
В субботу и воскресенье, действительно, разрешается пить вино. Но здесь надо сделать оговорку. Дело в том, что «Типикон» — устав, в котором прописаны правила богослужения, постов и т. д. — писался в Греции, где совершенно другая культура винопития. Греки пьют вино, как компот за обедом, но только это вино — 4–5 градусов, и ещё разбавленное водой. И пили они вино для того, чтобы в организм попали витамины, а не хмель в голову ударил.
В любом случае, не стоит усердствовать и впадать в фанатизм. Меру в пост в идеале должен определять духовный отец, потому что полагаться здесь на себя — опасно.
— А если духовника нет?
— Если нет духовника, нужно помолиться и со смирением самому определить себе какую-то норму. Конечно же, не вкушать мяса (в идеальном случае и рыбу) и молочные продукты. Остальное уже по усмотрению. Знаю таких прихожан, которые доводили себя чрезмерным постом до обморочного состояния. Если пост мешает молитве — это неправильный пост! Какой в нём толк, если ты не можешь ходить на службу! Дело не в том, что чем меньше я съем какого-то продукта, тем больше я стану святым. Смысл в самом воздержании. Ведь есть ещё другое искажение поста: замена объедаловки мясной растительной, когда можно наварить чан каши и объесться. Это тоже неправильно. А ещё в некоторые дни поста разрешается вкушать морепродукты. Так можно пойти в ресторан и заказать себе омаров тысяч на 10, выйти и гордиться соблюдением поста. Разве это пост?
Нужно установить себе определённый минимум, при котором не подорвётся здоровье и будет воспитываться сила воли и духа.
— Но как современному, избалованному человеку выдержать такие ограничения?
— Что такое православие? Это, прежде всего, традиция. Современный православный внутренне должен быть такой же, как и две тысячи лет назад. Традиция — это вообще очень важная в православии вещь, потому что через неё мы сохраняем внутреннее содержание, которое должно оставаться незыблемым. Для этого и нужны вот эти рамки: церковные постановления, обряды. Образно говоря, буйки, чтобы не утонуть.
Современный или несовременный человек — духовные требования остаются одинаковыми. Повторю, пост — это не диета, где требуется доскональное соблюдение каких-то гастрономических предписаний.
— А что ответить тем людям, которые говорят: «У меня Бог в душе!», и все эти посты и обряды мне ни к чему?
— Сказать, что Бог у меня в душе, и больше мне ничего знать и соблюдать не надо, могут только неверующие люди. Так говорят те, кто вообще не хочет заниматься своим духовным развитием. Есть такая известная аналогия: Бог — это источник света, а мы — во тьме. И пока мы стоим во тьме, мы не видим, что на нас налипло. Но чем ближе мы подходим к свету, тем больше мы на себе грязи и пыли замечаем. И когда человек говорит, что у него Бог в душе, он в кромешной тьме и ничего не видит. Почему святые, которые при жизни были и правда святыми, говорили про себя: «Я многогрешный, недостойный...». Это не лицемерное красование — на самом деле они были настолько близки к этому источнику света — Богу, что видели на себе такие мелкие пылинки, которые мы даже за грехи не принимаем.
— Бытует мнение, что в пост, мол, все становятся злыми от голода, и дескать, зачем такое истязание организма...
— Знаете, на самом деле, все христиане ждут поста с радостью! Даже настроение повышается! Кто по-настоящему постится, радуется Пасхе и слегка печалится, что кончается пост. Радость от того, что Христос воскрес, а грустно, потому что не такой яркой становится духовная жизнь, когда нет внешнего запрета. Пост — это не насилие. А зачем себя насилует, к примеру, тяжелоатлет, поднимая штангу, или бегун, преодолевая дистанцию? Чего себя насиловать? Лежи на диване, гамбургер кушай. Человеку всегда надо прикладывать какие-то усилия для того, чтобы чего-то достичь. Он обязательно должен себя заставлять что-то делать, дисциплинировать себя во всём, работать над собой.
Не забывайте, гастрономические запреты — одна из сторон поста. И не самая главная. Главное — это пост чувств, сердца. Это воздержание себя от гордости, тщеславия, осуждения других, обидчивости, грубости. А когда человек за каждым приёмом пищи вычитывает скрупулёзно, нет ли масла или яиц в составе булки, и в то же время обругает соседа, накричит на близкого — это не пост.
В пост надо отодвинуть на второй план суетные заботы и любые развлечения. До революции, к примеру, в пост закрывались театры, развлекательные заведения, люди старались не путешествовать. Это время вне суеты. В современном мире это тяжело, но ограничить просмотр развлекательных программ, сериалов, «зависания» в соцсетях — не так и сложно.
— А если пригласили в гости во время поста? Если у кого-то из близких день рождения?
— По возможности перенести празднование. Если уж попали на застолье, то, признайтесь, всегда за столом можно найти что-нибудь постное.
— К чему ещё должен быть готов человек, впервые решивший поститься?
— Вся духовная жизнь — это война. Когда человек решил стать христианином, он объявил войну сатане. Это отображено даже при обряде Крещения. И не надо забывать, что сатана — это не отвлечённое понятие. Это личность концентрированного греха. А человек с ним находится в борьбе всю жизнь, отсюда и называется воином Господа нашего. Всякое наше движение в сторону Бога встречает со стороны сатаны сопротивление. Поэтому во время поста надо настраиваться на войну, на сражение за свою душу — будут приходить искушения.
Как мы любим говорить о смирении! Дерзаем Бога об этом просить. Кто-то из святых сказал, если ты молишь Господа о смирении, готовься на унижение. А мы приходим в церковь, просим Бога о смирении и тут же выходим из храма, с обидой кричим на сделавших нам замечание или бесимся от укоров начальства. А ведь это Господь пробует нас в смирении!
— Отец Олег, что ещё можете пожелать православным, чтобы укрепить их дух и силу воли?
— Духовной крепости, сил тела и души для правильного поста! В первую очередь желаю соблюсти себя христианами духовно при помощи телесного воздержания. Кто не постится телом, поститесь духом! Воздерживайтесь от злобы, раздражительности, зависти, осуждения. Чем больше в нас будет любви, тем больше будет её вокруг нас.
Беседовала Марьяна Мищенко
«Орловская правда». — 2015, 1 марта