Евгений Борисов
«Между людьми нет никакой разницы, — говорит на встрече с орловскими бездомными сотрудник Синодального отдела по церковной благотворительности Илья Кусков. — Все люди одинаковы. Есть те, кто попал в сложную жизненную ситуацию. А те, кто не попал, должны помогать им». 14 и 15 ноября Илья и его коллеги посетили Орловскую митрополию в рамках автопробега Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви.
Встреча проходит в стенах Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, расположенного почти в центре города, на улице Нормандия-Неман. Участники автопробега «Надежда» привезли сюда новые куртки, белье, перчатки, шапки — вещи, особенно необходимые бездомным в холодное время года. Задача этого проекта Синодального отдела — за двадцать дней, с 10 по 29 ноября, посетить девять регионов Центрального Федерального округа, поддержать граждан без определенного места жительства перед началом зимы, а также рассказать о своем опыте работы с бездомными сотрудникам епархиальных и приходских социальных служб.
Надежда от Надежды
Автопробег «Надежда» посвящен памяти Надежды Монетовой — сотрудницы православного движения помощи бездомным «Курский вокзал. Бездомные дети», трагически погибшей в 2012 году.
— Впервые я встретил Надежду, когда ей было 23 года, — рассказывает Илья Кусков. — У нее был маленький ребенок на руках, и она к тому же была беременной и жила на улице. Ее мама пропила дом, и Надежда училась в школе до третьего класса. Семью выгнали из Москвы и поселили в Рязанской области в социальном жилье. Эта история очень поразила меня — она была правдивой, Надежда не обманывала.
Один из приходов Москвы решил помочь девушке — купил дом. После этого Надежда сразу ушла с улицы, зажила нормальной жизнью. К ней вернулась мать, которая к этому моменту прекратила пить. Надя получила диплом о среднем образовании и стала помогать сотрудникам Синодального отдела по благотворительности — шила трусы, которые после раздавали бездомным. Муж, который ее бросил и забыл, вернулся.
В Ряжске Рязанской области, где она жила, работы не было. Работу ей нашли в Москве, при том самом приходе — в пункте выдачи вещей для бездомных, на два дня в неделю. Теперь она в ночь выезжала из Ряжска в Рязань, а после ехала на электричке до Москвы. Работала от души, и подопечные прозвали её «Наша мать Тереза». Даже в пути, на вокзалах, она стремилась помочь бездомным, которых встречала на пути.
— Бывает так, что люди помогают от чистого сердца, но те, кому помогают, понимают это по-своему, — продолжает Илья. — На пути Надежды встретился бездомный с Кавказа, который только освободился. Она ему помогала: сделала паспорт, подыскивала работу. Мужчина же подумал, что нравится ей — и стал оказывать знаки внимания. Надежда ответила, что у нее уже есть семья и двое детей. «Либо моя, либо — ничья», — ответил тот человек, и зарезал её на том же вокзале. Надежда только что перестала быть бездомной. Успела пять лет прожила в доме, и в 28 лет погибла. С человеческой точки зрения — это ужасная история, но с точки зрения Православия — это торжество Православия. Человек даже до смерти послужил ближнему своему. Она сама была бездомной, и так возлюбила этих людей, что до самого последнего момента служила им, и из их рук приняла смерть. Владыка Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности, считает, что это мученическая кончина. В честь Надежды Синодальным отделом была учреждена премия за лучший социальный проект.
«Непрофессиональные» и «профессиональные» нищие
— Помогать людям, — это большая радость, — говорит Ольга Иванова, сотрудник благотворительного фонда «Помощник и Покровитель», организовавшего автопробег. — Когда мы проводим нашу акцию, ищем бездомных людей — таких грязных, неухоженных, и одеваем их в новую одежду. Все бездомные воспринимают эту заботу с благодарностью и радостью. Это здорово.
В специально оборудованном для автопробега «Надежда» автобусе находится 150 комплектов теплых вещей и запас медикаментов — во время акции бездомные могут получить одежду, горячую еду, а также консультацию врача и социального работника.
— Так Господь устроил, — отмечает Илья Кусков. — Он сказал в Евангелии, что мы всегда будем иметь нищих с собою — для того, чтобы иметь возможность проявить свою любовь и кому-то послужить. Поэтому существуют нищие.
Сегодня государственные приюты по всей России могут разместить около 5000 бездомных, а православные — 2500,— такие данные приводит Кусков. Русская Православная Церковь вносит огромный вклад в дело помощи обездоленным. Но Церкви делать это гораздо сложнее, чем государству, потому что на ведение этой работы она не получает никаких субсидий.
На встрече с работниками социальных служб и приходскими волонтерами Орловской митрополии участники проекта «Надежда» поделились опытом, накопленным в Синодальном отделе по благотворительности. Его сотрудники регулярно организуют кормление бездомных в различных частях Москвы; ночью по столице ездит специальный социальный автобус, в котором работает бригада волонтеров и врачей, помогающих нуждающимся на улицах города. В зимнее время действует сеть «низкопороговых приютов» — пунктов обогрева, которые представляют из себя обогреваемые палатки. Здесь бездомные могут находиться во время сильных холодов.
— Помогать надо всем, — говорит Кусков. —Жизненная логика и справедливость далека от той любви, которой мы должны учиться. Поэтому даже если где-то мы ошибемся в милостыне, вряд ли потом за это будем осуждены. Мой батюшка-духовник говорит: «Ты всё равно подавай милостыню. Даже если нищие её на что-то совсем плохое потратят, это их ответ перед Богом». А мы должны стараться проявить любовь. Если ты к человеку относишься с любовью, то она, возможно, коснется его сердца, и он исправится, покается. По своему опыту скажу: у нас было множество случаев, когда люди каялись, менялись, буквально через три дня покидали улицу и находили хорошую работу. Когда будете встречать таких людей, отнеситесь к этому как к испытанию, которое вам послал Господь, чтобы проверить вашу любовь. Откиньте все мысли о том, пропьет он деньги, или не пропьет. Купите бездомному что-нибудь хорошее, поговорите с ним, утешьте его. Я бы не взял на себя ответственность говорить, что эти люди тратят деньги на что-то. Еще Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» описывал Хитровский рынок и нищих, которые там собирали деньги и после пропивали. Это их дело, не наше. Если человек просит помочь, я в этой просьбе пытаюсь разобраться. Часто около нашего храма стоят малоимущие, и просят средства на лекарства. Я прошу их принести рецепт. И все приносят рецепт! Я иду в аптеку, покупаю этот препарат, не взирая на лица — и они эти таблетки пьют — и я вижу, как у них улучшается здоровье. Конечно, с некоторым разумением к этому делу надо относиться. Но помните, что на первом месте должна быть любовь. Вы помолитесь перед этим. Так православные и должны поступать, когда есть какая-то сложность; и что Господь на сердце положит, — так и поступайте.
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии