С 1 по 14 июля на городском портале vOrle.ru все желающие могли задать вопросы митрополиту Орловскому и Болховскому Тихону. Обратиться за советом или с предложением к Владыке, а также узнать мнение главы Орловской митрополии на актуальные темы поспешили многие. В беседе с журналистом портала Екатериной Трошкиной Владыка ответил на все поступившие вопросы и поделился своими впечатлениями за три месяца службы на Орловщине.
* * *
— Владыка, Вы руководите Орловской митрополией уже более ста дней. Это достаточный срок, чтобы подвести промежуточные итоги работы. Какими были для Вас эти дни?
— Первые 30 дней я вообще не помню, что было. Во-первых, из-за переезда. Он был сопряжен для меня с моральными потерями, довольно большими. Я же не просился на это место. А у нас, у монахов, принцип такой: «Не просись и не отказывайся». Плюс меня коснулись климатические изменения, но я привык к ним. И третье: новая служба, новые места, новые люди. Мне пришлось к ним не то, чтобы привыкать, а принимать их. Первый месяц я не мог запомнить храмы, имена священников. Потом стало немного легче, а сейчас я уже примерно знаю, где какой храм, где какие священники служат, где какие места интересные.
— Какие святые места Орловщины Вам особенно запомнились?
— Святые места, я считаю, святы теми людьми, которые в них трудятся. Взять, к примеру, монастырь Кукши. Там прекрасный настоятель, трудяга. Он подобен Сергию Радонежскому. Делай как я, говорит он своими действиями, и невольно хочется ему подражать. Конечно, меня очень впечатлил Болхов, его старинные храмы, священники. Казалось бы, не самые, говоря современным языком, хлебные места, но насколько люди искренне трудятся, служат Богу, своей малой Родине, что это впечатляет.
— Поделитесь ближайшими планами по модернизации епархии? Нужно ли что-то менять?
— Разумеется. Мне хочется построить новое здание епархиального управления, поскольку это здание построено в 50-е годы и оно уже сильно изношено. Также хотелось бы сделать ремонты во многих храмах, косметические в основном, поскольку храмы у нас довольно в хорошем состоянии.
— Одна из самых обсуждаемых тем сегодня среди орловцев — продажа здания кинотеатра «Победа» на улице Ленина. По одной из версий, новый хозяин собирается восстановить на месте здания церковь, стоявшую там до середины прошлого века. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.
— Когда в 1930-е годы в Москве сносили храмы и строили в них скверы, то народ говорил, что «о-сквер-нили» Москву. А если в каком-то здании делали учреждение, то обязательно на месте алтаря располагали туалет, если медицинское — кресло для абортов ставили на месте святого престола. Это говорит о том, что власть смотрела не в сторону Бога. И когда взрывали, ломали храмы, народ молчал. Когда теперь на месте старого храма хотят построить новый, народ говорит, что им негде выгуливать собак. Традиционное блюдо у нашей интеллигенции — каша в голове. И вот эта каша приводит к тому, что человек ставит себя выше Бога, и к мнению, что храмы нам не нужны. Если они вам не нужны, ваши дети туда придут, ваши внуки будут там молиться.
— Расскажите, есть ли у митрополита свободное время, и как Вы его проводите?
— Все свое время отдавать служению невозможно. Нужно время и для трудов, и для отдохновения. Когда у меня есть возможность, я люблю гулять на природе. Встаю в пять утра, принимаю душ, беру палки для скандинавской ходьбы и гуляю с собакой, двигаюсь хотя бы минут 40-50. Иначе без этого движения дряхлеешь. Для меня самый лучший отдых — это прогулки на природе или общение с друзьями. А мои друзья — это простые светские люди, не священники, даже не всегда верующие. Говорят, что митрополит должен дружить обязательно с верующими. Так не бывает. У меня на Сахалине есть друг, татарин, мы с ним дружили 12 лет. Он был некрещеным, а после 12 лет общения попросил меня его покрестить. Я его не агитировал, он сам к этому пришел. Мы просто дружили, радовались человеческому общению. Вот это человеческое общение и является для меня отдохновением.
Ответы на вопросы пользователей портала
О брюках
— Иногда прохожу мимо храма, хочу зайти, но боюсь. Бабушки, которые там служат, будут ругаться, что в брюках и без платка. Как правильнее поступить?
— Я этих бабушек называю «православные выххабитки». Бежит девчонка летом на экзамен, не наше дело смотреть на то, как она одета, наоборот — надо поддержать, что она решила зайти в храм свечку поставить. Это неправильное духовное устроение наших бабушек приводит к тому, что их дети, внуки в храм не ходят. Потому что эти бабушки ведут себя, выходя из храма, как святой сатана: «летают на метле», всех учат, заставляют. А они должны пример показывать своей благочестивой, правильной жизнью, кротостью, терпением. А что касается брюк — надо спросить, в каком отделе девушка их покупала. Я думаю, все-таки в женском.
Куда девать старые иконы?
— Куда деть иконы и другие церковные предметы, если они пришли в негодность?
— Есть определенные правила утилизации икон. Их можно закопать в землю — там, где они будут непопираемы, опустить в реку, либо принести в храм и мы их сами утилизируем.
Об ЭКО
— Уже несколько лет с мужем не можем завести ребенка. Задумываемся об ЭКО (экстракорпоральном оплодотворении). Но есть сомнения, с одной стороны это принесет нам долгожданное счастье, а с другой — это ведь вмешательство в дело божье. А как Церковь относится к этому?
— Я скажу свое личное мнение. Бывает, что у людей нет детей — они принимают ребенка в семью, и у них рождаются свои. Надо молиться и спрашивать Божьего благословения. А если Господь не дает детей, то мы должны задумываться, почему. Нужно молиться и попытаться дать другому ребеночку это счастье иметь отца и мать.
Как сделать текст службы понятнее
— На службах трудно разобрать слова, которые читаются на клиросе. Как Вы считаете, насколько важно для прихожан слушать и понимать текст службы? Что делается, для того чтобы читаемые слова были разборчивее слышны? В некоторых храмах ставят звукоусиливающую аппаратуру, кто-нибудь оценивает, на сколько она помогает достичь этой цели? (положительный эффект я заметил только в Троицком храме Успенского монастыря). Какие еще меры, кроме звукоусиливающей аппарутуры Вы видите? В Казанском храме Успенского монастыря клирос находится на балконе, из-за чего текст совершенно невозможно разобрать. Возможно ли переместить клирос вниз, как в других храмах?
— Я благодарен за подобную подсказку, постараюсь разобраться с этим вопросом, чтобы до людей доходил смысл молитв и текст. Но здесь нужно относиться, на мой взгляд, следующим образом: да, мы многого не понимаем, но самое главное — получаем правильный духовный настрой в храме. Ведь сколько мы молимся в храме? Ну, минут пять, хотя служба идет два часа. Остальное время наши мысли летают, мы размышляем. И этот настрой он очень важен — настрой на самоукорение, успокоение, угомонение. На мой взгляд, человек со временем начнет понимать, что читается, что поется, но на это нужно время и труд. А насчет замечания — постараюсь разобраться и обратить внимание храмов на то, чтобы было понятно, что читается с клироса.
Где набрать грехов для исповеди?
— Ваше Высокопреосвящество, я — «сахалинка», прихожанка Богоявленского Собора... Спасибо за Вашу беседу о Сахалине и Благословение. Владыко, я люблю причащаться. Но где набрать грехов для исповеди для допуска к Причастию, если я живу в узком семейном кругу: некого осуждать, не от кого блудить, всех люблю, за 4-х детей молюсь, мужа прощаю... Как причащаться каждую неделю?
— Мы считаем, что грех — это когда кому-то врезал в ухо, кого-то оскорбил и прочее. А ведь мы и взглядом осуждаем, и какая только мысль в голову не придет. Исповедь — это обещание Богу доброй совести. Неужели нам не найдется, что Богу пообещать. Это и есть покаяние, попытка изменить себя.
О центре «Десантник»
— Владыка. В Орле есть патриотический Центр Десантник, объединяющий детей 12-18 лет... Прошу Вашего покровительства. Подростки-патриоты, но в разрыве с православной верой... Помогите просветить детей.
— Если они ко мне придут, я буду счастлив с ними пообщаться.
О сборе пожертвований во время службы
— Владыка, здравствуйте! В одном из храмов города во время Литургии прихожан обходит женщина с емкостью, в которую складывают пожертвования. Очень смущает, что во время совместного молитвенного обращения к Богу люди начинают звенеть мелочью, рыться в карманах и т.д. Да и вообще эта практика как-то не вяжется с самой атмосферой Литургии, когда «горе имеем сердца». Как Вы к этому относитесь? Второй вопрос — после чтения Апостола и Евангелия служба прерывается и священник с амвона поясняет прочитанное. Прерывается общий ход богослужения, молитвенный настрой. Как Вы относитесь к такой практике?
— Я с вами согласен: когда мы обращаемся к Господу, речь, конечно же, не о деньгах. И здесь очень важно, чтобы люди в храмах понимали, в какой момент нужно собирать эти самые пожертвования. Что касается второго вопроса, то дело в том, что эту практику придумал не я. Эта практика — дореволюционная, и проповедь по Евангелию как раз и произносилась по его прочтению, чтобы человек понял, что такое Евангелие.
Можно ли ходить на кладбище на Пасху?
— В моем населенном пункте всегда было принято на Пасху ходить на кладбище, а в последнее время все чаще слышу, что это день живых, а не мертвых и что ходить на Пасху на кладбище — грех. Так ли это? И что делать, если в этот день приезжают родственники издалека и в другое время у них нет возможности сходить на могилы родных.
— Очень важно понимать, что Бог не есть Бог мертвых, а живых. Но если у человека нет другого времени со своими родственниками пойти на кладбище, уж лучше пойти, чем сидеть у телевизора.
Почему детей крестят во младенчестве?
— Владыка, рассудите! Считаю, что вера — личный выбор каждого. Тогда почему детей крестят, как правило, во младенчестве. Разве можно решить за ребенка, какую веру ему принять? Может быть лучше дождаться сознательного возраста и дать ему право самому решить?
— Хорошие привычки прививаются. Вы что думаете, что человек рождается однополым содомитом? Нет, его подсаживают на эту гадость. То же самое и с наркоманией. Тогда пусть человек будет честен до конца. Если он не хочет ребенка сразу прививать к какой-то вере, пусть он шляется по улицам и пробует наркотики. Ведь нельзя же его ограничивать. У нас часто говорят, что Россия избрала не тот путь, нужно было оставаться в язычестве. Я тогда привожу самый простой пример: в язычестве, если муж умирает, жену кладут в могилу вместе с лошадью. Женщины на это, как правило, не очень согласны.
Как Церковь относится к татуировкам?
— Как церковь относится к татуировкам на теле? Особенно тем, которые сделаны якобы для укрепления веры в виде религиозных символов — куполов, крестов, ангелов и т.п?
— Если мы возьмем 20-е, 30-е, 50-е годы, когда люди сидели в лагерях за веру, то среди монашествующих были распространены татуировки такого рода. Лагерное начальство снимало с них кресты, монашеские параманы, и люди накалывали себе все это. Это одно. А когда человек хочет подправить Господа и сказать, что Он дал ему не то тело, это наивно. Я к этому отношусь снисходительно, понимая человеческую немощь.
Нужно ли образование священнику?
— Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Тихон! Как понять человеку Божий промысел о себе? Кто может принять монашество и необходим ли совет духовного лица если нет духовника? Может ли иеромонах служить на приходе в селе, а быть при монастыре по необходимости? Нужно ли обучение иеромонаху в академии или семинарии для служения в храме? Когда планируется дата Собора святых земли Орловской и где будут торжества?
— Начну с конца. Установление праздника памяти всех святых Орловской области находится в разработке, мы этот механизм запустили, он требует времени.
Что касается служения иеромонаха на приходе, то есть такие приходы, где выживает только один монах, семейный священник не выживет — несколько дворов не способны содержать семью священника.
Нужно ли образование священнику? Необходимо. Когда к нам на Сахалин приезжал епископ Сендайский Серафим из Японии, я спросил, сколько у них учатся в семинарии. Он сказал, что три года. Образовательный ценз для поступления — высшее образование, лучше педагогическое. Можно поступить без образования, но придется учиться на вечернем. На самом деле, священник должен быть образован, хотя бы семинарское образование должно быть, а желательно — высшее.
Можно ли дружить с неверующими?
— Владыко, благословите пожалуйста! Моя подруга, мы сейчас с ней не общаемся, не верит в Бога, но она говорила, что крещёная. Я сразу увидела по глазам, как странно она вела себя. Говорила, что Бога не существует и хочет, чтобы когда умрёт, её кремировали. Мы из-за этого часто ругались. Но бесполезно. Если мы когда-нибудь помиримся, как ей помочь прийти к Православной Вере в Бога? Как Церковь относится к Кремации?
— Вы не правы, что не общаетесь со своей подругой. Это ваш грех, вы нашли повод не общаться. Общаться с ней надо, нужно снисходительно обращаться к тем тараканам, которые ее посетили, поскольку это временный формат. Я знаю многих людей, которые говорили в свое время, что они атеисты; прошло время, и я их венчал. На это ушло лет 10-15. Так и здесь. Она, скорее всего, прекрасный человек, но немного не определилась по жизни; ей нужно показать, что такое христианство, показать своей жизнью, своей любовью к ней и другим. Тогда она будет подражать, и захочет быть христианкой.
Что касается кремации, это не в традиции Русской Православной Церкви, поскольку человек был сделан из праха земного, и должен туда вернуться. У нас в России с погребением проблем пока не существует.
Можно ли пользоваться косметикой?
— Можно ли православной девушке пользоваться косметикой? Считается ли это грехом? Как Церковь к этому относится?
— Если девушка или женщина считает, что ей нужно подкрасить губки или ресницы, я не вижу здесь какого-то греха. Это ее право: выглядеть так, как она хочет выглядеть.
Грех ли переезжать за границу?
— В будущем я планирую уехать в другую страну. Но сама себя ввела в заблуждение. С одной стороны, очень хочу вернуться на свою Малую Родину — на Сахалин. Но привыкну ли я снова к климату Сахалина, от которого отвыкла за 17 лет? С другой стороны — уехать за границу. За рубежом тоже существует Русская Православная Церковь. Я не хочу, чтобы здесь обо всём меня мучали воспоминания. Будет ли являться грехом, если уехать жить за границу?
— Греха никакого здесь нет. Вопрос в другом: станут ли ваши дети и внуки православными? 90 процентов вероятности, что не станут. В этом нужно себе отдавать отчет.
О переименовании Свердловского района
— Ваше Высокопреосвященство! Вопрос как управляющему Орловской митрополии. В Ливенской епархии существует Свердловское благочиние, целесообразно ли наименование благочиния в честь Якова Свердлова? В Орловской епархии есть Урицкий район, но благочиние Нарышкинское. Есть Свердловская область, но митрополия Екатеринбургская. Возможно ли переименование В Змиёвское благочиние?
—
Это все зависит от жителей данного района, в их свободу я вторгаться не могу. Если они посчитают нужным переименоваться, то это возможно. Конечно, нам не приходит в голову называть колхоз именем Адольфа Гитлера, потому что это кощунство по отношению к нашим предкам. То же самое кощунство — называть города в честь Свердлова, Урицкого и прочих душителей русского народа.
Об утилизации крестов на кладбищах
— Прихожане орловских храмов обеспокоены недопустимым обращением с христианской религиозной символикой на кладбищах. Зачастую кресты и венки с крестами с могил выбрасываются прямо в мусорные баки и потом утилизируются вместе с обычным мусором. Места для сбора надгробных крестов и венков отсутствуют. Крест — величайшая святыня, орудие спасения. Дорогой Владыка, просим Вас всесторонне содействовать вопросу организации на кладбищах специально-оборудованных мест для сбора надгробных крестов и другой христианской символики отдельно от мусора.
— Очень хороший вопрос. Я им озадачусь и постараюсь его по мере возможности решить. В то же время я попрошу прихожан оказать в этом посильное участие. Если видите, что валяется крест, возьмите и утилизируйте.
О духовном образовании в Орловской епархии
— Ваше Высокопреосвящество! Планируется ли открытие в Орле семинарии или духовного училища? Планируется ли в митрополии организация обучения церковному пению?
— Открытие духовного училища или семинарии не планируется, поскольку в этом нет необходимости. У нас достаточно близлежащих духовных семинарий, например, в Курске, Воронеже, Белгороде. Они уже доказали свою дееспособность. А что касается курсов по пению, то этим вопросом мы тоже сейчас озадачены. Такое обучение планируется, поскольку эти занятия способствуют объединению людей и вводят их в православие.
Ждать ли перемен в жизни — или активно действовать?
— Дорогой и досточтимый Владыко! Ответьте, пожалуйста, на вопрос. В жизни часто приходится надеяться на то, что что-то обязательно поменяется. Но временами приходит отчаяние и понимание — ничего не меняется. Продолжать ли надеяться на изменения в семье, в жизни, в профессии... Или же начать активно действовать и уйти от сложившейся ситуации? И как при этом сохранять упование на волю Господа?
— Как говорит наша пословица, на Бога надейся, а сам не плошай! Еще наши предки говорили так: завтра умирать, а сегодня рожь сеять надо. Поэтому мы должны Богу доверять, уповать на Господа, но при этом должны и что-то делать сами. Под лежачий камень вода не течет. Давайте сами что-то делать, менять в своей жизни, но при этом еще искать волю Божью. Господь нам открывает свою волю либо через человека, либо через обстоятельства. Мы должны немного повнимательнее вести себя и немного усерднее молиться.
Можно ли следить за богослужением по смартфону?
— Владыко, как Вы относитесь к тому что прихожанин следит за текстом службы во время службы в телефоне/планшете, по причине неразборчивого чтения? При этом есть проблема, что часто возникает искушение у других прихожан, они считают что он занимается посторонним делом (читает что-то свое в телефоне) во время службы, соответственно осуждают и делают замечания. Иногда даже после пояснения, что это текст службы, спрашивают: «А зачем?» или говорят «Да текст слушать не обязательно». Что Вы думаете по этому поводу? Как следить за текстом службы, не вводя в искушение окружающих? Если Вы благословите такую практику, возможно, стоит на уровне священноначалия делать какие-то объявления, чтобы такой способ присутствия на службе был всем известен. Тогда и те, кто о нем не думали, смогут им воспользоваться, и те, кто о нем раньше не знали, не будут впадать в искушения, видя что другие его практикуют, т.к. будут знать, чем они занимаются и что это по Вашему благословению.
— Я вам расскажу историю, которую прочитал в интернете. Один молодой человек подходит к священнику и говорит: «Я в ваш храм больше не приду. У вас люди сидят в телефоне, а женщины разговаривают». Тот ему отвечает: «Возьми стакан воды полный и пройди по храму три раза, не расплескав». Молодой человек обошел, подходит к священнику, и тот спрашивает: «Расплескал?». Молодой человек отвечает: «Нет». Священник: «Расскажи теперь, кто там разговаривает? » Молодой человек, удивляясь: «Кто разговаривает? ». То есть мы должны во время службы смотреть на себя, на свое внутреннее состояние, молиться, а не обращать внимание на окружающих. Это их личное дело: сидеть в телефоне или планшете. У нас православие поэтому и отличается такой свободой: кто-то может стоять, кто-то сидеть, кто-то становится на колени во время службы.