Об этом феномене в последние дни написали «Российская газета», The Village и даже MTV — в июне на московском Beat Film Festival (известном международном фестивале документального кино о новой культуре), в одной из номинаций известный техно-музыкант, продюсер и диджей Филипп Горбачев представил автобиографический фильм «Колокол». Снятый Надей Захаровой, Денисом Смагиным и Филиппом Горбачевым при содействии мастера колокольного звона Александра Чайки на старинных колокольнях Орловской и Тульской губерний, фильм раскрывает тему духовного пути современного человека. Подробно об этом рассказывает «Российская газета».
«Колокол» рассказывает о поисках идентичности в наше время тотального духовного дефицита
История удивительная: музыкант Александр Чайка, служивший главным звонарем Троице-Сергиевой лавры, уезжает в Орловскую область чтобы сосредоточиться на написании полифонических колокольных мелодий, Горбачев узнает о существовании Чайки через его ютуб-канал, и они вместе едут по России, чтобы исследовать возможности колокольного звона вообще и его применение в техно-рейве в частности.
Получается настолько круто, что из этого путешествия вырастают короткометражный фильм и концертная программа-перформанс в принципиально новом жанре.
Источник: MTV
В поисках чего-то большего
Несколько лет назад звонарь, музыкант и создатель колокольных систем Александр Чайка, ныне живущий в древнем городке Болхов Орловской области, начал проводить мастер-классы колокольного звона через свой ютуб-канал «Мистер Звонарь». Тема довольно специфическая, для не очень широкого круга посвященных.
Однако мир слухами полнится, и через общих знакомых на ресурс Чайки вышел всемирно известный техно-диджей Филипп Горбачев. Общение и обучение, соединенное с собственным духовным поиском, привело к тому, что Филипп стал параллельно звонарем храма Николая Чудотворца в подмосковном Аксиньино. Кроме того, путешествуя по миру, он старается не пропускать православные колокольни, где можно было бы опробовать звучание колоколов и собственные силы. Так, в коллекции звонов музыканта есть звучание колоколов древних подмосковных колоколен, звонниц Орла, Болхова, Белева, а также Риги, Парижа, Берлина и даже Бразилии.
«Однако связи колокольного звона с молитвой, как это существует в русской традиции, импровизации, сродни джазовой, нигде, кроме православного храма, вы не услышите. Русский звон — прямой призыв к молитве, к обращению к Христу», — рассказывает Филипп Горбачев.
Музыкант, который многие годы «зажигает» площадки ночных клубов не только России, но и Европы, и Нового Света, в какой-то момент через колокольные звоны пришел к тому, что есть очень важные темы, которые ему бы хотелось проработать в музыке. И через музыку дойти до глубины души слушателя. Но для решения этой задачи выразительных средств техно-рейва явно недостаточно, а вот колокольная импровизация — как раз «то, что доктор прописал».
Со своей стороны Александр Чайка, служивший некогда главным звонарем Троице-Сергиевой лавры и покинувший столицу ради возможности писать колокольную полифоническую музыку, используя болховские колокольни и их удивительные акустические характеристики, накопил огромный опыт и искал возможность поделиться им с большим числом людей, чем обычно посещают литургии в Болхове. Идея Филиппа Горбачева соединить ритмы техно-музыки с колокольной полифонией показалась Александру своевременной и сулящей творческое развитие обоим музыкантам.
Марафон по колокольням
В марте этого года Александр Чайка провел для Филиппа Горбачева и его съемочной группы колокольный марафон по всем наиболее интересным с точки зрения акустики колокольням Орловской области. Также в тур вошли колокольни древнего тульского города Белева. Записали много качественного колокольного звона, причем был случай, когда одновременно гармонично звучали целые четыре колокольные системы.
Пробный шар на предмет восприятия публикой музыкального эксперимента с колоколами и техно-рейвом был брошен в мае этого года в новом московском арт-центре Mutabor. Филипп Горбачев привлек к проекту не только Александра Чайку, который привез из Болхова мобильные колокольные установки и систему бил, но и авангардного саксофониста Сергея Храмцевича и бас-гитариста Андрея Клинга, имитировавшего звуками бас-гитары удары колокола-Благовестника. Поскольку Благовестники весят по несколько тонн, настоящий колокол такого масштаба в передвижные колокольные системы, конечно, входить не может.
Шоу было дополнено движущимися объемными картинами колоколов и православных храмов, которые буквально парили в «космическом пространстве». Произвело впечатление: впервые на танцполе звучала музыка настолько далекая от самой сути этого места. И в то же время Филипп Горбачев считает, что любое место хорошо для обращения к душе человека.
Mutabor, в конце концов, означает в переводе с латыни «я превращаюсь». И именно на превращение, на изменение в душах слушателей и рассчитывает музыкант. «Мне интересно было наблюдать за людьми в процессе нашего выступления и после него. Колокольная музыка стала альтернативой привычным способам оттянуться в клубе, я почувствовал нечто абсолютно новое в атмосфере», — делится впечатлениями Горбачев.
Замечание, не слишком ли смелый эксперимент он затеял, Филипп легко парирует: то, что делается в проекте, не новаторство, если быть честными. Признанные мастера колокольного звона XIX века, такие как Смагин и Сараджев, вынашивали идеи соединения колокольных звонов с оркестром, с театральными представлениями. «Поэтому мы идем путем наших славных предшественников — ищем новые формы, которые помогут раздвинуть рамки мировосприятия», — уверен Горбачев.
По ком он звонит
Колокольный марафон в Орловской области включал в себя и съемки фильма «Колокол», который на днях был представлен на Beat Film Festival. Это первый фильм такого плана в программе фестиваля.
«„Колокол“ — фильм условно документальный, — говорит Филипп Горбачев, — в нем нет ни единого слова. Но он показывает поиск нового звука через молитву. Я посмотрел программу фестиваля и приятно удивился тому, что мы номинированы, значит, и такое кино интересно, значит, хип-хопу есть альтернатива?»
В фильме отчетливо проступают мотивы и влияние «Андрея Рублева» — недаром и название совпадает с последней новеллой истории о средневековом иконописце. Символы поиска дороги, а может, и судьбы пронизывают новый «Колокол». Герой, который предстает в двух ипостасях — диджея и монаха-звонаря, то падает, раздваивается, блуждает, то находит опору в чистом звуке колокола и выходит на твердую дорогу. При этом дорогу монаха постоянно пересекают линии электропередачи — очевидно, как отсылка к электронной музыке, которая сформировала мировоззрение диджея. Разрушенный и опустевший храм оживляется через звон колоколов. С храмом души происходит, в общем, такая же история.
Колокол в русской традиции — это всегда зов. Такова его историческая и духовная сущность — предупреждать, призывать, отрывать от обыденности и напоминать о существовании мира вечного, непреходящего, отрешенного от потока суеты. В фильме явно прослеживается диалог еще и с пушкинским «Пророком» — «как труп в пустыне я лежал, но Бога глас ко мне воззвал». Голосом огромного Благовестника, звук которого пронизывает и очищает душу человека.
«Фильм „Колокол“ войдет в мой большой проект, куда я включаю колокольные марафоны, и мастер-классы по звонарскому делу для детей, и дальнейшую работу по звукозаписи», — рассказывает Филипп Горбачев.
Текст: Надежда Рипинская
Российская газета — Неделя № 137 (7895)
«Российская газета»: В Орловском колокольном марафоне принял участие диджей из Германии
Известный музыкант и диджей, звонарь Филипп Горбачев, живущий в Германии, уже второй раз приехал в Болхов учиться у мастера колокольного звона и настройщика колокольных инструментов Александра Чайки, сообщает «Российская газета». Параллельно съемочная группа Горбачева приняла участие в Третьем колокольном марафоне, снимала фильм и вела профессиональную звукозапись звонов.