Имя Святого Кукши прочно связано с духовным просвещением Центральной России, которую в древности занимали славянские племена вятичей.
Кто такие вятичи
Племя вятичей заселило территорию верховьев реки Оки, занимавшуюся до них балтскими племенами голяди (голиндов), довольно поздно, лишь в 8 веке, когда остальные славянские племена уже давно обитали в Восточной Европе. По словам летописца, они пришли «от ляхов» — с территории находившейся вблизи той, что была занята поляками, то есть с запада.
Наименование племени вятичей происходит, по преданию, от имени их вождя Вятко (Вячеслава, то есть «более славного»). Вятичи постепенно заняли огромную площадь нынешних Брянской, Орловской, Калужской, Юга Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, а позже и Рязанской областей. Здесь основываются города Дедославль (предположительная столица вятичей — севернее Тулы), Брянск, Карачев, Козельск, Севск, Кром, Мценск, Новосиль, Елец. Тогда в центре этой территории располагался гигантский «Оковский лес». По данным антропологов, в то время сложился и внешний вид вятичей — это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами.
Первоначально вятичей обложили данью хазары, исповедовавшие иудаизм, но летописи указывают вятичей и как участников похода киевского князя Олега Вещего в 907 году на Византию. В 964 году Святослав Великий совершил, видимо неудачный, поход на вятичей. Но после разгрома Хазарского каганата он в 966 году организует новый поход на них. Возможно, уже с этого времени киевские князья считали вятичей своими подданными.
Будущий креститель Руси князь Владимир Святой ещё в 981 году совершил поход на непокорных вятичей, обложив их данью, и тем номинально включив их земли в Киевскую Русь. Но в летописи указано, что вятичи «заратились», то есть подняли против киевских наместников и дружины войско, и в 982 году князь их усмирял снова. В 988-м, по словам Повести временных лет, князь начал ставить города на реке Десне и набирать «лучших мужей», в том числе и от племени вятичей, и населил ими южнорусские города. Однако Оку летописец не упоминает. Несомненно, что Владимир крестил этих «лучших», то есть знатных мужей. К этому времени археологи относят появление первых курганов вятичей, где останки помещались без сожжения, при этом руки покойных по-христиански крестообразно складывались на груди. Но с этим соседствовали языческие амулеты и ритуалы, что говорит о существовании языческого двоеверия, когда Христос воспринимался и почитался местными язычниками как ещё один языческий бог. Всерьёз же заходить вглубь земли вятичей оставалось опасно, и там жили по старым языческим законам. Управлялась эта земля местной династией и оставалась в целом не крещёной.
В 1024 году, после победы князя Мстислава Удалого в битве при Листвене, где он одолел Ярослава Мудрого, из Киевского княжества для Мстислава было выделено Черниговское, в которое и вошли номинально подчинённые земли вятичей.
История крещения
Крещение Орловского края и всей земли вятичей связано с именем Киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053-1125). Его отец, сын Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич (1030-1093), после смерти Ярослава наследовал Переяславльский престол. Владимир, как он сам рассказывает в своём поучении детям, познакомился с нашим краем в 13 лет, когда впервые по поручению отца примерно в 1066 году совершил свой первый поход к принадлежавшему князю Всеволоду городу Ростову Великому, через землю непокорных вятичей. Этим он видимо гордился до конца дней, и с описания данного события он начинает свою автобиографию.
В 1077 году Всеволод стал князем Черниговским, но уже в следующем году взошёл на стольный Киевский престол, а Чернигов перешёл его сыну Владимиру. Поскольку племена вятичей формально входили в Черниговское княжество и ещё не были полностью крещены, задача их приобщения к христианству стала одной из главных забот нового князя. Однако перед этим предстояло привести к покорности жителей здешних земель.
Предположительно в 1092-1093 годах Владимир совершает два зимних похода в земли вятичей. Зимой они совершались потому, что среди дорог через эти территории упоминается лишь одна прямоезжая дорога — та, на которой святой Илья Муромец сразился с разбойником Соловьём Будимировичем. Поэтому войско вынуждено было идти по замёрзшим рекам. Сначала воюя с князем Ходотой у его города Корьдно, и видимо, убив его, во вторую зиму Владимир вступил в схватку с его сыном, имени которого не называет. В апреле 1093 скончался Великий киевский князь Всеволод, и в 1094-м Владимир уступает Чернигов и переходит на Переяславский престол.
Утратив политическую самостоятельность, земли вятичей после Любечского съезда и договора 1097 года окончательно входят в состав Северского и Рязанского уделов Черниговского княжества. К первому отошли земли по Десне и Оке, а ко второму — всё течение реки Сосны. Позднее из него образуются три самостоятельных княжества: Черниговское, Новгород-Северское и Муромское. По этому разделу земля вятичей отходит к Новгород-Северскому княжеству. Однако в церковном отношении они находились под управлением Черниговской кафедры, которая могла взять на себя распространение христианства среди вятичей.
Когда в апреле 1113 года, после напугавшего киевлян солнечного затмения, умер Великий князь Киевский Святополк Изяславич, грабивший монахов и покровительствовавший ростовщикам, и в Киеве вспыхнуло восстание, народ призвал на княжение Владимира Мономаха. Так на Руси окончательно установилась династия Мономашичей, правившая ею ещё 500 лет.
Несомненно, по настоянию Великого князя, хорошо знавшего землю вятичей и по благословению Киевского Митрополита, уже летом того же 1113 года в область вятичей отправляется христианская миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном. Часть историков считала, что, опасаясь восстаний и желая отрешить захваченного в плен князя Кукшу, возможно сына Ходоты, от наследственной власти, Владимир Мономах, отвёз его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. По другой версии, Кукша был выходцем из числа «лучших мужей», крещённых ещё Святым Владимиром, в среде которых продолжало развиваться христианство, и этим могут объясняться смутные предания о его знатности. При пострижении, по преданию, он получил имя Иоанн. Однако достоверных сведений об этом нет, поскольку Церковь причислила его к лику святых под тем именем, которое он получил в язычестве. В этом многие историки также усматривали свидетельство его знатности. Обычай, кроме христианского имени иметь ещё и народное, долго сохранялся в нашем крае после принятия христианства. Даже при царе Михаиле Фёдоровиче в Болховских переписных книгах упоминаются имена: «Медведь Нечаевъ, сынъ Кишаевъ», «Неустрой Ивановъ, сынъ Беленихинъ» и др.
Имя Кукша, которое донёс до нас Киево-Печерский патерик, по происхождению явно языческое. Существует несколько версий его значения. В северных русских регионах это слово означает птицу семейства вороновых. Другое объяснение значения имени вытекает из старинного корня «кук», обозначающего сухость (можно сравнить слова скукситься — сморщиться, или скукожиться — ссохнуться). Обширный список географических названий Орловской губернии начала 20 века с этим корнем убеждает в том, что святой Кукша мог быть выходцем из земель вятичей. В ранней версии Киево-Печерского патерика святой упоминается также как Купша, что является сокращением от имени Киприян (Куприян). При этом в источниках к этому времени относится упоминание о киевском Купшином монастыре на реке Сетомль. В таком случае Купша — это возможно второе уже схимническое монашеское созвучно подобранное имя того же человека, вероятно даже основателя и настоятеля монастыря.
Достоверно известно, что священномученик Кукша был иноком Киево-Печерского монастыря. Одной из основных форм деятельности монастыря была апостольская миссия в землях язычников. Киево-Печерская Лавра, откуда совершалась миссия, была тесно связана с Черниговской кафедрой. Вероятно, на проповедь Евангелия среди вятичей Кукшу призвал Черниговский архипастырь Иоанн, который обращает внимание на духовное состояние вятичей. Очевидно, миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот.
В 1113 году архиепископа Иоанна сменил святитель Феоктист, в прошлом игумен Киево-Печерского монастыря (с 1103 по 1113 годы), ближайшим сподвижником которого и был Кукша (iv). Видимо, миссионеры отправились в путь из Чepнигова — по реке Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населённые племенами северян, миссия достигла пределов вятичей вблизи Брянска.
Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по ней они отправились к Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле Новосильской.
Согласно преданиям, святой Кукша во мценской Введенской церкви — маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, поставил чудотворный образ святителя Николая из дерева в человеческий рост и восьмиконечный каменный крест. В 1238 году, когда хан Батый шёл на Мценск, священники спрятали его у подножия горы Самород в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства во Мценске в 1415 году. Есть предположение, что Введенская церковь положила начало монашеству в этом городе.
Проповедь Кукши сопровождалась чудесами. Он «недужных исцелял и чудодействием многих приведе ко Христу». В Печерском патерике, где находится житие святого, читаем, что современник Кукши, епископ Владимирский преподобный Симон (Симеон) (1214-1226) в послании к блаженному Поликарпу, впоследствии архимандриту Киево-Печерского монастыря, писал о Кукше:
Ведь в числе обожествляемых стихий была вода, олицетворяемая в образе Купалы, а все озёра и реки, по представлению наших предков, были наполнены низшими божествами, носившими общее название «водяных». В них и топили в качестве жертвы, привязав камни к ногам, живых людей. Таким образом, иссушённое святым Кукшей озеро имело для вятичей религиозный характер.
Язычники начали креститься. Но далее в Киево-Печерском патерике читаем, что святой «по многих муках усечен бысть со своим учеником Никоном». Так как святой Симон не называет Никона священномучеником, то следовательно он не имел священного сана, а был послушником или келейником Кукши.
По преданию, для молитвы Кукша в 12 километрах от Мценска, по направлению к Болхову, около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково, поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный» или «страдальческий святой» колодец. В начале 20 века местные жители говорили, что «Кукша жил в этих местах», и кровь пролил в полуверсте от колодцев в лесу при большой дороге у болота, берега которого постепенно сужались. Видимо, августовской ночью язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а затем святой Кукша был отведён в сторону, и у болота обезглавлен — мечом «усечен бысть с учеником своим».
Мученическую кончину святого прозрел его духовный брат, подвижник Печерского монастыря блаженный Пимен Постник. Он «посреде церкве печерския велегласно возопи: брат наш Кукша в сей день, противо света убиен есть» и сам преставился (6). «Против света» — вероятнее всего, надо понимать, что мученическую кончину он принял на утренней заре 27 августа (9 сентября) 1113 года. Историки прошлого полагали, что убийцами преподобного были жрецы вятичей или их старейшины.
Киевские монахи отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Те увезли только мощи первокрестителя, которые были помещены в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где находятся и поныне. Существовало поверье, что мощи ученика Кукши Никона откроются в селе Григорово (ныне Болховский район).
Уже спустя пять лет по смерти Кукши можно найти явные следы христианства в городах края. Так, возле Кром, в 1147 году, был подписан и утверждён крестным целованием видных вятичей мирный договор Святослава Ольговича с его Черниговскими родственниками (7). Епископы Порфирий I и Порфирий II на своем пути во Владимир не раз проезжали через Мценский край.
Археологические находки также свидетельствуют, что уже в конце 13 века в погребениях вятичей исчезают горшки с ритуальной языческой заупокойной пищей — подношением языческим богам. Археологи находят каменные нательные крестики, относящиеся к этому времени.
Видимо, память о Кукше первое время поддерживалась. Святитель Симон писал, что в его время святой был всеми знаем и почитаем. По утверждениям крестьян 19 столетия, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом» и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота на месте гибели святого Кукши над «Богомольным» или «страдальческим святым» колодцем его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно на второй день праздника Троицы собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма села Тельчье. На дороге против колодца был поставлен крест, с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени почитание стало ослабевать. К концу 19 века эти сооружения разрушились.
Возобновление почитания
Однако в конце того же столетия открывается ряд церковно-просветительских обществ и братств. Во Мценске создаётся Братство в память священномученика Кукши. В 1872 году вновь назначенный благочинный церквей Мценска И.С. Попов обратил внимание на каменную церковь Богоявления, располагавшуюся на кладбище у Стрелецкой слободы. По мере увеличения города она осталась без прихода и пришла в упадок. И Попов 28 февраля 1876 года создал при церкви «Братство Священномученика Кукши». Его первым председателем стал военный врач Н.В. Уточкин. В 1894 году в Синод отправляется депутация с просьбой о перенесении мощей священномученика в Богоявленскую церковь.
Несмотря на отказ, мцняне, при содействии Орловского епископа Мисаила, обратились к митрополиту Киевскому Иоанникию, и тот дал согласие на перенос части мощей во Мценск. В Киево-Печерской Лавре заказывается икона из кипарисного дерева с изображением Кукши в облачении. В его правой руке находился покрытый слюдой ковчежец с мощами. Из Мценска за иконой отправился председатель Совета Братства архимандрит Иоасаф. 25 августа 1895 года поездом икона доставлена в Орёл, где её встречали епископ и члены братства. Икона была помещена в Троицкий храм Архиерейского подворья. Впоследствии такая же икона появилась в Болхове. В Киево-Печерской Лавре готовили и следующую икону для Петропавловского кафедрального собора Орла.
Орловский церковно-археологический комитет, возникший в 1900 году по инициативе епископа Орловского и Севского Никанора, также избрал небесным покровителем Кукшу. Через год комитет обратился с просьбой о перемещении мощей священномученика в Орел. 27 августа 1905 года комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое общество. Оно также избрало небесным покровителем святого Кукшу. Резолюцией епископа Кириона от 25 февраля 1905 года было установлено празднование памяти священномученика. Указ Синода от 13 августа того же года разрешил празднование 27 августа (9 сентября). В 1909 году общество вновь обратилось с просьбой о перемещении мощей святого Кукши в Орёл. В 1912 году с этой же просьбой безуспешно обращались в Синод и жители Мценска.
800-летие памяти святого
В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800-летие со дня кончины Кукши. Во всех храмах епархии пошли торжественные богослужения с молебнами. Все учащиеся в губернском центре были освобождены от занятий, а все магазины были закрыты, чтобы дать возможность их служащим помолиться. Торжество возглавляли епископ Орловский Григорий, губернатор С.С. Андреевский и члены Государственной Думы. Особенное величие празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Её Императорского Высочества святой Великой княгини Елизаветы Федоровны. Среди почётных гостей были также наш земляк Флавиан — митрополит Киевский и Галицкий, Мисаил — настоятель московского Симонова монастыря (бывший епископ Орловский), Стефан — епископ Курский и Обоянский и священник Митрофан Сребрянский, ныне прославленный в лике святых. Елизавета Федоровна провела в Орле два дня, остановившись во Введенском женском монастыре. Она участвовала в торжественных молебнах Кукше в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на кадетском плацу (ныне сквер Л. Гуртьева), на котором собралось свыше 15 тысяч человек.
27 августа тысячная толпа паломников направилась к колодцам во Мценском уезде для совершения молебна. Вечером 27 августа в зале Дворянского собрания состоялся торжественный духовный вечер. В его программе были пение хоров и выступления церковных деятелей о Кукше.
23 марта 1914 года возникло Орловское Законоучительное Братство священномученика Кукши.
В том же году члены Церковного историко-археологического общества застали в Карандаковском лесу уже около 2000 человек. Народу было так много, что все окружавшие колодец возвышенности и лощины оказались занятыми. Жители деревни Карандаково в 1914 году начали сбор средств на возведение каменной часовни у места гибели святого.
Современность
В годы гонений на православие имя Кукши не было забыто. В 1999 году был создан скит святого Кукши на месте его убиения во Мценском районе, а затем, по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Антония и решению Священного Синода, он был преобразован в монастырь. Сейчас это замечательное место паломничества является одной из главных святынь нашего края.
Виктор Ливцов
профессор РАНХиГС