
Издание «Коммерсантъ» представило авторскую колонку Владимира Легойды — председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессора МГИМО, кандидата философских наук. В материале Владимир Легойда рассуждает о значении и интерпретации известной поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки».
Владимир Легойда отметил, что история литературы показывает: великие тексты никогда не имеют единой трактовки. Так, и произведение Ерофеева вызывает диаметральные реакции — от восторга до неприятия, что, по мнению публициста, свидетельствует о живой природе культуры.
Комментируя позицию Владимирской епархии, выступившей против идеи сделать Венедикта Ерофеева главным символом города Петушки, Владимир Легойда подчеркнул, что в образе главного героя произведения нет примера для подражания. Попытки романтизировать Веничку, считает он, неизбежно искажают смысл текста.
При этом саму книгу Легойда назвал художественным феноменом, давно вошедшим в культурное пространство. По его словам, «Москва — Петушки» — это не только история о выпивке и электричке, но и трагический символ человеческого существования, наполненный евангельскими мотивами, метафорами судьбы и поиском смысла.
«Текст глубоко трагичен. Он вызывает сострадание и ужас перед бездной, в которую падает человек, и одновременно заставляет задуматься о главном — что значит быть человеком», — отметил автор.
В завершение Владимир Легойда подчеркнул, что вопрос о том, каким образом увековечивать память Ерофеева и стоит ли делать его символом конкретного города, требует широкой общественной дискуссии. Однако как литературное явление «Москва — Петушки» уже прочно вошла в культурное наследие страны — «со всеми своими противоречиями и болью».
Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии.