Красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде

Вот и прошли семь недель Великого Поста и мы отмечаем праздник Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, которые по своему символичны, поскольку знаменуют собой начало Страстной седмицы — последнего испытания для православных перед светлым днем Воскресения Христова.

Праздник Входа Господня в Иерусалим — переходящий двунадесятый праздник. Он мысленно переносит нас почти на две тысячи лет назад в священные места — к последним дням земного служения Христа Спасителя.

В столице Иудеи происходит нечто необычное: улицы заполнены народом, все ожидают Его, взоры их обращены к Елеонской горе, возле которой лежит путь из селения Вифании. По этому пути вступает в Иерусалим Спаситель, сидя на молодом осле, окруженный Своими учениками и ликующими толпами людей. Одни от радости снимают свои одежды и постилают под ноги осла, другие срезают пальмовые ветви и бросают на дорогу, третьи держат ветви в руках и восклицают: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне» (Ин. 12, 13).

Что же послужило причиной для такого подъема духа народа, для такого восторга, почестей? Ведь Спаситель и раньше приходил в Иерусалим, и ничего подобного не встречал там. Чтобы понять происходящее, нужно вспомнить совершенное накануне Христом в Вифании воскрешение Лазаря. Чудо это было настолько поразительным, что многие видевшие уверовали во Христа как истинного Мессию. Весть о воскрешении умершего быстро распространилась, и, когда народ узнал, что великий Чудотворец идет в Иерусалим, то и вышел встретить и поприветствовать Его.
Вот что говорит о духовной сути этого дня митрополит Антоний Сурожский: «Праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем — это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом жизни». А по словами святого праведного Иоанна Кронштадского : «Доколе еще не поздно, обратитесь все неверующие к вере, к покаянию в слезах и сокрушении сердца. Не опоздал бы кто! Может быть завтра же последует тебе, человек, суд Творца».

Праздник Входа Господня в Иерусалим всегда отмечается с особой торжественностью: в храмах освящаются и окропляются святой водой вербные ветви, вестницы наступающей весны, знаменуя собой пальмовые листья, которыми приветствовали жители Святого града Грядущего Господа. И люди, пришедшие в этот день в храм с веточками вербы, слышат радостные слова: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

А в кондаке праздника в этот день поётся : «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

Анатолий Борисов

2717