Преображенский храм с. Горки

Преображенский храм с. Горки

Преображенский храм с. Горки
Фото: 
Татьяна Кузакова, 2018

Историческая справка

Село расположено на автомагистрали Орёл-Брянск, в 47 километрах от областного центра, на границе Урицкого, Хотынецкого и Шаблыкинского районов.

Своё название Горки получили за то, что раскинулось село на возвышенной, среди гор, сухой и безводной местности. В этом живописном междуречье, на возвышенной его части, поселились достаточно давно первопоселенцы. В самом конце 16 века в селении появилась церковь Николая Чудотворца, вокруг которой, в радиусе нескольких вёрст, существовало несколько населённых пунктов: Бредихина, Богатищево, Баздырево. В них, как и в самом селе Горки, жили дети боярские — служилые люди, защищавшие южные рубежи Московского государства от набегов крымских татар и получившие за это небольшие поместья в качестве оплаты. Крестьян у них не было, и земли свои они пахали сами. Из переписных книг конца 16 — начала 17 века известны фамилии этих служилых людей: Ампилоговы, Баздыревы, Богатищевы, Доренские, Криволаповы, Немцовы, Тохтамышевы, Труновы.

С течением веков дети боярские превратились в однодворцев, а потом — в государственных крестьян. Многие из перечисленных фамилий сохранились вплоть до нашего времени, и на кладбище села Горки даже сейчас можно легко найти и Баздыревых, и Богатищевых, и Тохтамышевых, и Деренских (в этом случае чуть-чуть изменилась фамилия).

Через некоторое время число прихожан Никольского храма села Горки увеличилось в связи с тем, что ещё несколько населённых пунктов стали относиться к его приходу. С конца 18 века, в течение всего 19 и начала 20 века само село относилось к Карачевскому уезду Орловской губернии, в составе которого числилось ещё 5 приходских деревень: Богатищева, Баздырева, Мояки, Прилепы и Челищева. Три деревни (Кривцова, Телякова и Бунина), чьи прихожане посещали храм села Горки, административно находились в Орловском уезде. Всех прихожан, мужского и женского пола, на начало 1905 года насчитывалось 4680 душ.

К середине 19 века старинная деревянная Никольская церковь села Горки сильно обветшала, и приходской совет принял решение строить новый, каменный, храм. Его возведение началось в 1844 году, и главную роль в этом деле сыграл местный помещик, владелец имения в деревне Мояк (Маяк, Маяки — название варьировалось. — А.П.), Иван Иванович Лоур (в «Историческом описании церквей, приходов и монастырей Орловской епархии», изданном Орловским Церковно-Историческим Археологическим Обществом в 1905 году в Орле, его фамилия написана — «Лаур», но это явно неправильно, поскольку и в Метрических книгах Преображенского храма села Горки, и в Алфавитном Указателе Дворянских родов Орловской губернии Иван Иванович и его семейство значатся как «Лоур». — А.П.).

Пока строился новый храм (а процесс длился 18 лет) Иван Иванович Лоур успел вырасти по службе из поручиков до подполковника. И хотя официально считается, что Преображенский храм был освящён в 1862 году, по всей видимости, службы в одном из трёх его приделов начались с 1856 года, поскольку в сохранившихся за этот период метрических записях бывший Никольский храм села Горки уже с этого момента именуется как храм Преображения Господня.

Конечно, не только Иван Лоур вложил в строительство храма свои сбережения, многие местные помещики его почин поддержали. В их числе — полковники Виктор Николаевич Филатов и Давид Давидович Оберг, штабс-капитан Лейб-гвардии Московского полка Александр Михайлович Нарышкин, Афанасий Александрович Маслов, Николай Алексеевич Пашков, Анна Васильевна Шатохина. Не меньший вклад в строительство храма внесли прихожане из числа государственных и владельческих крестьян окрестных деревень: Алёшины, Богатищевы, Головины, Золотухины, Пилюгины, Тикуновы, Торшины, Тохтамышевы и многие другие.

По сохранившимся описаниям, приходской храм села Горок отличался своим величием. Он имел крестообразную форму. Главный престол был назван в честь Преображения Господня, придел с правой стороны — во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с левой — в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

Особым почитанием у местных прихожан пользовались храмовые иконы придельных алтарей — икона Знамения Курской Божией Матери и икона Святого Чудотворца Николая.

При храме имелась построенная в 1901 году церковно-приходская школа, каменная, покрытая железом.

Исключительным явлением в селе Горки считался совершаемый в девятую пятницу по Пасхе крёстный ход на колодец «Пониковец» («Паниковец»), в четырех верстах от Горок. Колодец был открыт давно, а образовался естественным способом, из родника, появившегося в поле на открытом, почти совершенно ровном, лишь несколько покатистом на восток месте. Крестный ход сюда установили в память явления у этого колодца иконы Знамения Курской Божией Матери. В указанный день в селе Горки собирался к Богослужению весь приход и множество богомольцев из соседних приходов. После поздней литургии, при торжественном вынесении святых икон и хоругвей, при совершении причтом по пути молебна Знамению Божией Матери, все шли в «Пониковец». Здесь происходило водоосвящение и молебны с акафистом Божией Матери. После молебна все черпали освящённую в колодце воду и старались хранить её в течение года, как особенно благодатную и целебную, употребляя её для освящения домов, домашнего движимого и недвижимого инвентаря.

В Преображенском храме, в котором, по числу прихожан, имелось два причта, всегда служили замечательные священники, такие, как, к примеру, Григорий Новиков и Ксенофонт Иножарский.

Ксенофонт Никитич Иножарский, по окончании в 1835 году Орловского духовного училища, прослужил в Горках более 20 лет и у своих прихожан пользовался огромным уважением. Он для каждого пришедшего в храм мог найти нужные слова. И даже когда у него самого случилась страшная трагедия — 17 июля 1856 года были «затоплены сильною грозою в воде» сразу два его сына — Павел, 13 лет, и Николай, 10 лет, батюшка сумел не впасть в отчаяние, а продолжил сам утешать других.

Ведь в том, 1856 году, горе пришло не только в дом священника, но и в семьи ещё 40 родителей из приходских деревень, чьи дети в одночасье скончались от сильнейшей эпидемии оспы.

Верой и правдой 70 лет новый Преображенский храм села Горки служил своим прихожанам, за это время его батюшки успели покрестить почти 6 тысяч младенцев, обвенчать 2 с лишним тысячи пар молодожёнов и отпеть около 5 тысяч покойников. В храм шли с надеждой и с верой — и бедные, и зажиточные, каждый находил здесь душе своей утешение.

В годы гонений на церковь храм закрыт и разрушен.

В 2000-е годы заново освящён источник «Пониковец» в четырёх километрах от Горок.

Новый деревянный храм построен в 2018 году по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Орловского и Болховского Антония.

Первая Божественная литургия совершена в сентябре 2018 года.

Александр Полынкин

Адрес, контакты

Хотынецкий район, с. Горки

22