Сообщение об ошибке

Notice: Undefined index: system_meta_generator в функции _drupal_default_html_head() (строка 335 в файле /home/o-eparhia/orel-eparhia.ru/docs/includes/common.inc).

Владыка Тихон: «Отцы всех Вселенских Соборов выработали правильную формулу Богопознания»

Владыка Тихон: «Отцы всех Вселенских Соборов выработали правильную формулу Богопознания»

Об этом митрополит Орловский и Болховский Тихон сказал вечером 26 октября за всенощным бдением в Ахтырском кафедральном соборе Орла. Богослужение состоялось в канун Недели 19-й по Пятидесятнице и дня памяти святых отцов Седьмого Вселенского Собора.

В своей проповеди Архипастырь напомнил собравшимся, что на Седьмом Вселенском Соборе окончательно было утверждено почитание святых икон и мощей. До этого несколько столетий процветала страшнейшая ересь иконоборчества, от которой пострадали многие, приняв мученический венец за почитание святых икон.

Митрополит Тихон призвал прихожан не увлекаться новомодными идеями, а следовать многовековому учению святых отцов, исповедовать ту веру, которую они отстояли на семи Вселенских Соборах.

«Если же мы будем вводить новые учения, несогласные с духом семи Вселенских Соборов, наша вера не устоит», — подчеркнул Владыка.

* * *

Второй Никейский Собор (также известный как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году в городе Никее при императрице Ирине (вдове императора Льва Хазара), и состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви и легатов папы Римского.

Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Это течение продолжало существовать и при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре.

Открытие Собора было назначено в Константинополе на 7 августа 786 года. Приехавшие в столицу епископы-иконоборцы ещё до открытия Собора начали вести переговоры в гарнизоне, стараясь заручиться поддержкой воинов.

6 августа перед храмом Святой Софии прошёл митинг с требованием не допустить открытия Собора. Несмотря на это, Ирина не стала изменять назначенной даты. 7 августа в храме Святых Апостолов Собор был открыт. Когда начали зачитывать святые писания, в храм ворвались вооружённые воины, сторонники иконоборцев.

Епископам, поддерживающим Ирину, ничего не оставалось, как разойтись. Пережив неудачу, Ирина приступила к подготовке созыва нового Собора. Ирина не решилась вновь проводить его в столице, а выбрала для этой цели отдалённую Никею в Малой Азии, в которой в 325 году состоялся Первый Вселенский собор.

По различным оценкам, всего на Соборе присутствовало 350-368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Седьмой Вселенский Собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.

Императрица Ирина лично не присутствовала в Никее, её представлял комит Петрона и начальник штаба Иоанн. Собор провёл 8 заседаний, только последнее из которых состоялось 23 октября 787 года в Константинополе в присутствии Ирины и императора, её сына.

Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние. И лишь на четвёртом заседании по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона.

По итогам работы был принят орос Собора, восстановивший почитание икон и разрешивший употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), а целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом).

После закрытия Собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины. Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре. К образу была сделана надпись: «[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

Решения этого собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора). И в 792 году он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом Соборе. Карл считал одобрение византийской формулы о том, что «Святой Дух исходит от Отца» — главнейшим «грехом», и настаивал на прибавлении слов «и от Сына» (filioque). Этим был продолжен старый догматический спор между восточной и западной церквами.

Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии

Фото: 
Сергей Хоменко
255