Суббота нашего воскресения

Суббота нашего воскресения

О Лазаревой субботе — дне, когда все мы узнали о том, что воскреснем, рассказывает священник Димитрий Степаненков

Возможно, что для кого-то это будет новостью, но Лазарева суббота — это по своим богослужебным особенностям вовсе не суббота, а воскресенье. Чуть позже мы с этим разберёмся подробнее.

Ещё одной интересной особенностью является факт, что Лазарева субботу уже не относится у Святой Четыредесятнице: на вечерне на Господи воззвах поётся стихира, уведомляющая нас об этом:

   

Душеполезную завершив Четыредесятницу, / и святую седмицу страдания Твоего узреть / просим, Человеколюбец, / чтобы прославить в дни ее величие Твое, / и неизреченный Твой замысел о нас, / единомысленно воспевая: / «Господи, слава Тебе!»

Вернёмся к первому нашему утверждению и разберёмся. Красной нитью через всё богослужение этого дня проходит весть о воскрешении Лазаря. Господь наш Иисус Христос приходит в обычное для себя место, куда он наведывался регулярно, но приходит уже не просто погостить. Он идёт в дом к родным людям, зная, что там его ждёт скорбь и страдание. Придя, находит плачущих сестёр, которые погребли своего брата, друга Христова. И сам Господь делает то, что делал уже, как мы знаем из Евангелия, неоднократно. Он идёт ко гробу и воскрешает уже четыре дня пребывающего во гробе Лазаря. Страх и трепет объял всех, кто был рядом в тот момент. Страх человеческий. Но Христос ведь не просто Истинный Человек, Он ещё и Истинный Бог, Который в данный момент явил Свою Власть над людьми. Он ВОСКРЕШАЕТ Лазаря одним Своим Словом.

Вспоминая тропарь праздника, убедимся, что эта суббота — как день воскресный, поскольку вспоминаем мы не только воскрешение Лазаря, но и напоминаем себе о том, что все мы воскреснем:

   

В общем воскресении / прежде Твоего страдания удостоверяя, / из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. / Потому и мы, как дети, держа символы победы, / Тебе — Победителю смерти воззовем: / «Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!»

Само по себе историческое событие воскрешения Лазаря произошло не за день до Входа Господня в Иерусалим, а не меньше, чем за месяц, но теперь в последовании Великопостных богослужений они неразрывно связаны. По составу песнопений утреня Лазаревой субботы соответствует обычной воскресной утрене, на ней поётся обычное для воскресного дня «Воскресение Христово видевше», на стихирах «на Хвалитех» на «и ныне» поётся воскресная песнь к Богородице «Преблагословенна еси, Богородице Дево», канон и стихиры преисполнены темы воскресения из мёртвых и приуготовляют нас к скорому празднованию Пасхи Христовой.

Василий Нестеренко. Вход Господень в  Иерусалим. Фрагмент росписи храма Христа Спасителя

Василий Нестеренко. Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент росписи храма Христа Спасителя

Следующий же день — Неделя Ваий, или праздник Входа Господня в Иерусалим, не имеет обычных воскресных особенностей, а также и Евангелие на утрене читается не рядовое воскресное, а посвящённое воспоминаемым событиям.

Среди людей бытует ещё одно название праздника, передающее внешнюю видимую его сторону — Вербное воскресение. Этот праздник относится к двунадесятым, то есть к числу двенадцати главных праздников Православной Церкви, следующих по чести за Пасхой.

Воспоминаемые в этот день события произошли за несколько дней до Пасхи. Христос входит в Иерусалим главными вратами города, Его встречает множество людей, которые рукоплескают Ему и встречают как Чудотворца. Люди ждали от Христа нового чуда — свержения ненавистного ига Римской империи, которой подчинялась тогда Иудея. Весть о воскрешении Лазаря разошлась очень быстро, и люди ждали от Иисуса продолжения земных чудес, не понимая и не зная, что Он идёт совершить самое главное Чудо в мировой истории — избавить от греха, проклятия и смерти.

Господь въезжает в город не на боевом коне, а на осле, на котором он явно не мог бы начать никаких боевых действий, чем показал свою надмирность и что Его Царство находится не на земле.

Встречали Христа жители Иерусалима с пальмовыми ветвями в руках, воспевая ему: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!», что буквально через несколько дней сменится на ужасающие крики «Возьми, возьми! Распни Его!». Так переменчива наша человеческая натура, что Бога Воплотившегося сначала с рукоплесканием встречают, а потом через неделю прибивают к Кресту.

Таким образом, перед началом Страстной седмицы, когда мы будем вспоминать последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Господь снова и снова уверяет нас в том, что мы находимся на правильном пути: в конце смерти нас снова ждёт жизнь, наша смерть здесь — это ещё не конец, после смерти мы снова будем иметь жизнь, но уже вечную.

Священник Димитрий Степаненков, клирик храма Иверской иконы Божией Матери

191