Самый первый Акафист

Священник Димитрий Степаненков о празднике Похвалы Пресвятой Богородицы, незаслуженно обделенном вниманием
Самый первый Акафист

В Православной Церкви имеется множество праздников, посвящённых Пресвятой Богородице, но отношение к ним разное — к сожалению, люди любят делить праздники на «важные» и «неважные» в зависимости от субъективного восприятия.

Так, например, есть любимейшие в народе праздники Покрова Пресвятой Богородицы и икон Богоматери: Казанской, Владимирской, Смоленской, Иверской и других.

Одним из «неважных» праздников, когда в храме не удаётся увидеть большого количества людей, но который имеет очень важное богословское значение, является праздник, известный как «Похвала Пресвятой Богородицы», или же просто «Суббота Акафиста». В 2019 году он отмечается 13 апреля.

Если со вторым именованием всё более или менее понятно (на утрени субботнего дня читается Акафист Богоматери), то первое требует определённых пояснений и размышлений.

Мы привыкли, что все Богородичные праздники посвящены большей частью явлению чудотворных икон Пресвятой Владычицы, или же событиям, связанным с Её земной жизнью (Зачатие, Рождество Пресвятой Богородицы, Её Успение). Также очень «популярен» праздник Покрова Пресвятой Богородицы. А здесь вдруг «ПОХВАЛА». Что подразумевает этот праздник? Какому событию посвящён?

Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери
(фреска в церкви Ризоположения в Московском Кремле, 1644)
Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери (фреска в церкви Ризоположения в Московском Кремле, 1644)

Мало кто знает, что известный всем богослужебный текст «Взбранной Воеводе», который поётся в конце первого часа, является богослужебным кондаком этого дня, и именно в этот день он поётся с особой торжественностью.

Заглянем немного в историю. Празднование это установлено в 7 веке в Византийской Империи в память об избавлении от нашествия врагов, о чём и свидетельствует текст кондака:

   

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Жители Византии в том далёком седьмом веке собирались в храм с одной целью: благодарить Пречистую Деву за избавление. Со временем традиция благодарить Богоматерь в субботу 5-й седмицы Четыредесятницы стала по Империи повсеместной, а затем вошла и в богослужебный устав Православной Церкви. Теперь же, приходя в этот день в храм, мы также продолжаем Благодарить Богоматерь за Её милость к нам.

У этого дня есть одна особенность, отличающая его порядок богослужения от прочих дней церковного года: только в этот день, согласно Уставу, за утреней читается Акафист. Причём, читается он не так, как мы привыкли слышать или читать сами, а разделяясь на несколько частей, каждая из которых начинается и заканчивается уже упомянутым нами кондаком.

Похвала Богоматери. Фреска Софийского собора в Вологде
Похвала Богоматери. Фреска Софийского собора в Вологде

В течение Великого поста существует древняя практика не читать никаких Акафистов, заменяя их кафизмами из Псалтири Царя и Пророка Давида. В этот же день делается не просто исключение, а подчёркивается Торжество Богородицы и отношение людей к Ней: как мы уже упомянули, Акафист делится на несколько частей, и каждый раз на чтение духовенство выходит из Алтаря Царскими вратами.

Похвала Богородицы — значима для христиан, имеются даже иконы праздника: Деву Марию окружают пророки, в руках которых изображаются свитки с предсказаниями о Ней.

Очень хотелось бы ещё познакомить с тропарём праздника, который кратко объясняет его смысл:

   

Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

В русском переводе он звучит так:
   

Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая».

Если смысл праздника станет ясным людям, то в этот день храмы наши наполнятся благодарными христианами, восхваляющими Пречистую Деву за Её благодеяния, изливаемые на род человеческий.

Священник Димитрий Степаненков, клирик храма Иверской иконы Божией Матери

140