В Неделю о мытаре и фарисее Архипастырь совершил литургию в Ахтырском соборе

17 февраля в этом году Православная Церковь начинает подготовку к Великому посту — собравшиеся в этот день на богослужениях в православных храмах слышат Евангельское повествование о гордом фарисее и смиренном мытаре — примере для покаяния, которому и предстоит посвятить предстоящие до Пасхи месяцы.

Сегодняшнюю Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе Орла Высокопреосвященнейший митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил в сослужении благочинного храмов Орловского округа протоиерея Александра Прищепы, настоятеля храма протоиерея Александра Кузнецова и клира кафедрального собора.

Притча о мытаре и фарисее рассказывает о том, как два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, или как этот мытарь». Фарисей гордо стал вперед, чтобы все видели его молящимся.

Считая себя безгрешным, он не просит у Бога милости, а лишь благодарит, презрительно осуждая других людей — дальних и ближних. Признавая себя праведным, хвалится. Осуждая всех других людей, совершая полезное для себя, для души своей он ничего не приобретал ими. Гордость погубила цену дел в очах Божиих. И молитва с гордой похвалой осудила фарисея.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо. Но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешнику.

Придя в храм Божий, он сознает перед Богом лишь свое великое недостоинство. Он и не старается припоминать добрые дела, но ясно сознает, что перед Богом всегда человек окажется недостойным. Потому смиренно просит в молитве милости для своей грешной души. Такое смирение и привлекает Божию благодать. «Бог гордым противится и только смиренным дает благодать» (Иак.4. 6).

Святитель Тихон Задонский учит нас:

«Нужно стараться познать себя, свою нищету, немощь и окаянство, и эту немощь почаще рассматривать душевными очами. Размышлять о величии Божием и о своей греховности, о смирении Христа: так-как любовь Его к нам, так и смирение Его ради нас столь велики, что и умом понять невозможно.

Надо размышлять прилежно о том, что Святое Евангелие тебе предлагает. Не смотреть на то, что имеешь доброго, но помнить, чего еще не имеешь. Помнить прежние грехи. Добро, которое сделал, приписывать Богу и Его благодарить, а не за свое принимать».

Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии

Фото: 
Тимофей Ермаков
324