Митрополит Орловский и Болховский Антоний: «Мы призваны нести в мир любовь»

Митрополит Орловский и Болховский Антоний: «Мы призваны нести в мир любовь»
Фото: 

Задача каждого верующего — поступать достойно своего христианского, говорит Архипастырь. О том, какое место православие занимает в жизни орловчан, что необходимо нынешней молодёжи и где искать истину, «Аиф-Орёл» побеседовал с митрополитом Орловским и Болховским Антонием.

Я вижу оживление

— Владыка, нынешний год для Орловской епархии юбилейный — исполняется 230 лет со дня её образования. Скажите, что принесло православие в жизнь Орловского края, как теперь живётся Православной Церкви?

— Конечно, нам, христианам и священству православному, живётся гораздо лучше, чем в прошлые годы атеистических гонений. Поднимаются новые храмы, растёт количество прихожан. Где-то дела идут лучше, где-то хуже. Но везде я вижу оживление духовной, христианской жизни. Церкви даны большие возможности для проповеди, для миссионерской работы. Труды наших священников постепенно приносят свои плоды. Люди к вере потянулись, и это прекрасно, так как нельзя просто атеистическими правилами жизни пользоваться, они уже устаревают. Главное сейчас — понимать, что без Бога никуда.

Особенно меня радует, когда взрослые приводят детей в церковь. Их появление в храмах греет мне душу. Смотрю и думаю: эти кое-что поймут, эти будут другими.

И вообще, наша жизнь явно переменилась к лучшему. Я давно живу и никогда раньше не видел такого обилия разнообразных продуктов в магазинах. Появились даже заморские фрукты, о которых раньше и не слыхивали. Работают сельскохозяйственные предприятия, у людей есть заработок, они всё это могут купить. И всё-таки жалобы на плохую жизнь в народе не оскудевают. Думаю, что главная задача, которая сейчас стоит перед священниками, — это научить свою паству ценить великие Божии дары: хлеб и безопасность. Научить радоваться жизни вместо того, чтобы брюзжать и жаловаться.

Знаете, посещая самые разные сёла, я заметил одну особенность. Там, где больше народа в храме, там, где лучше Богу молятся, там и дела в хозяйстве идут лучше. Наверное, можно считать это вкладом православной церкви в жизнь Орловской области?

Первый в Орловской митрополии Сретенский бал православной молодежи прошёл в Ливнах. Фото: Орловская митрополия
Первый в Орловской митрополии Сретенский бал православной молодежи прошёл в Ливнах

Одна защита — вера

— Вы сказали о детях то, что они, приобщившись к Церкви, будут другими. Стало быть, нынешняя молодёжь чем-то плоха?

— Не то чтобы она была плоха сама по себе. Молодёжь оказалась брошена на произвол судьбы и вынуждена выдерживать тяжелейшие искушения. Раньше государство худо-бедно заботилось о нравственном воспитании молодого поколения. Да, это воспитание было атеистическим, да, оно не имело основы в Боге, в Священном писании, но кое-какие основы правильной, честной жизни, взятые из народной нравственности, молодёжи преподавались. Хотя, конечно, всё равно атеистическое воспитание делало людей равнодушными к своей совести. Но народ не до конца забывал о десяти заповедях, о совести, о чести. Сейчас государство устранилось от воспитания молодого поколения, школа только предоставляет детям «образовательные услуги». А дьявол тут как тут: фильмы сладострастные, реклама бездумного и безудержного стремления к удовольствиям, вино, наркотики. Каково это выдержать юному неокрепшему сознанию? И не выдерживают. И блудные грехи совершают в самом юном возрасте, и пьют, и доходят до самых страшных преступлений против Божественного закона: совершают убийства и самоубийства.

Ото всего этого одна защита — вера. И одно место спасения — Церковь. И чем раньше человек придёт туда, тем надёжнее он будет защищён от врагов невидимых.

— Молодёжь всё-таки чувствует опасность. В храмах её становится всё больше. Как вы думаете, насколько увеличилось количество молодых прихожан?

— Конкретные цифры привести трудно, мы же не делим прихожан по возрастным группам. Но в общем, по-моему, сейчас в храмах четвёртая часть молящихся — молодёжь. Этого, конечно, мало, но всё-таки... К молодёжи стало больше внимания и больше уважения, которое даёт Церковь. Можно изучить много прекрасных педагогов, но такого эффекта, который даёт Церковь, не будет.

Меня возмущают те факты, когда священник хочет прийти в школу и побеседовать с детьми, а ему не разрешают. Они не понимаю того, что образование — это не только культура, но ещё и духовно-нравственное аспект в жизни человека. Есть основная религиозная идея, и её надо придерживаться. Пока человек юн, он впитывает.

На Орловщине чётко ощущается оживление духовной, христианской жизни. Фото: Орловская митрополия
На Орловщине чётко ощущается оживление духовной, христианской жизни

Приучили выдумывать богов

— К сожалению, молодые ищут духовную опору не только в Церкви. Сейчас на Орловщине появилось движение неоязычников. Сами себя они называют «вятичи». Основной состав — люди до тридцати лет. Они ежегодно летом строят капище Перуна, вокруг которого отмечают свой языческий праздник. Что вы можете сказать об этом?

— Все эти движения берут своё начало в разделении церквей, которое случилось ещё в легендарные времена Рима. Римская церковь в стремлении к власти и почитанию исказила часть догматов христианской веры. Родился католицизм. От искажения божественной истины пошли нестроения в католической церкви. Из противления им родился протестантизм. Главный догмат баптистов, адвентистов и прочих протестантов заключается в том, что каждый верующий имеет право толковать Священное Писание по собственному разумению, как Бог ему на душу положит. В итоге толковали, толковали и дотолковались до некоторого количества протестантских церквей и большого числа сект. Да если бы только это! Беда заключалась в том, что людей приучили к большой свободе в богословии. Приучили их самим выдумывать себе богов.

Сначала секты хотя бы делали вид, что они строят своё учение на Священном Писании. Потом даже это было отброшено. Самозваные проповедники выдумывали веры, кто во что горазд. На таком основании и появилось это так называемое «язычество». Предугадать, как будет развиваться это движение, каким будет его судьба, сейчас невозможно. Одно ясно: молодые поклонники славянских богов теряют драгоценное время, которое они могли бы потратить на изучение истинной веры православной, на спасение души.

— Но если молодёжь губит в сектах и движениях свои души, значит, с ними нужно бороться. Может, добиваться законодательного запрещения?

— Справиться с верой путём преследований невозможно, да и не нужно. Только мирная проповедь, только убеждение. Но нужно различать веры. Одна учит добру, несмотря на искажения. Другая ведёт ко злу. Мусульманство мирная религия, с ней православные уживались веками. А ваххабиты, которые призывают убивать представителей других вер, отрезают людям головы, торгуют рабами, тоже называют себя мусульманами. Но с ними не может быть мира. Только борьба. Радикальные течения различных вер, человеконенавистнические секты — вот с чем нужно бороться не только словом, но и делом, причём бороться на государственном уровне.

Другое дело — мирные, а ещё лучше традиционные веры, с ними нужно уживаться. Взять, к примеру, тот же ислам. Православные веками жили рядом с представителями этой веры, и всё обходилось хорошо и мирно. Люди уважали верования друг друга.

Христос завещал нам любить друг друга. И от ошибочных вер уводить, а к истинной приводить, можно только любовью, милосердием, уважением. Мы, православные, пришли на свет, чтобы любить людей, любить окружающий мир. Это первая главная заповедь нашей веры.

Культура начинается с веры

— На духовный мир современного человека оказывает большое влияние культура. Как православная вера должна взаимодействовать с современными её течениями и проявлениями?

— Культура всегда начинается с культа, то есть с веры. Да она и родилась в храмах. Но рождённая церковью культура сейчас очень далеко отошла от неё. Для того чтобы добиться успеха, нам нужна поддержка государства. И кое-что сейчас в этой области стало изменяться. Власть начала понимать, что укрепить в народе нравственное начало можно только с помощью нравственной культуры. И даже стала что-то делать в этом направлении. Пока мало и очень робко, но процесс, кажется, пошёл. Без возрождения православного русского духа нашу страну не укрепишь.

И всё-таки на первом плане должно оставаться христианское просвещение. Мне хотелось бы, чтобы каждый взрослый россиянин прочитал Евангелие и Библию. Это великие книги. В них всё. Они написаны на сердцах человеческих. Читайте Евангелие, оно просветит и утешит вас.

Беседовала Евгения Ладыгина
Еженедельник «Аргументы и Факты». № 13, 28/03/2018

30