Сообщение об ошибке

Notice: Undefined index: system_meta_generator в функции _drupal_default_html_head() (строка 335 в файле /home/o-eparhia/orel-eparhia.ru/docs/includes/common.inc).

В Орле прошли V Областные Рождественские образовательные чтения

В Орле прошли V Областные Рождественские образовательные чтения

17 ноября в Орловском государственном институте экономики и торговли собрались представители духовенства, творческой интеллигенции, общественности, СМИ, чтобы обсудить вопросы духовно-нравственного воспитания, защиты традиционных семейных ценностей, организации православных молодёжных движений, взаимодействия Церкви, общества и государства на научном, военном и информационном поприще.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла научно-просветительские форумы проводятся в каждом регионе России с сентября по ноябрь, в преддверии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, которые состоятся в Москве 25-27 января 2016 года.

Перед началом пленарного заседания перед собравшимися выступил детский хор Орловской православной гимназии во имя священномученика Кукши.

С приветственным словом к участникам форума обратился управляющий Орловской Митрополией, Митрополит Орловский и Болховский Антоний, а также управляющий Ливенской и Малоархангельской епархией, епископ Нектарий.

Митрополит Антоний обратил особое внимание на значение традиций русской семьи и защиты семейных ценностей в условиях нарастающего цивилизационного кризиса в мире.

— Сегодня нужно обратиться к вопросам возрождения нашей культуры, красоты российской жизни, которая должна строиться на своих основах, на основах своих духовных ценностей, — отметил он. — Сегодня мы должны заявить, что мы не каракатицы некие, которые засматриваются на Запад и только там ищут культуру. Нет, подлинная культура — это у нас, у православных наших народов.

Межрелигиозный диалог в свете Евангельского благовестия

В своём докладе Татьяна Человенко, заведующая кафедрой религиоведения и теологии ОГУ им. И.С. Тургенева, отметила феномен возращения религии в нашу жизнь. Она считает, что отвечая на вызовы современности, мы должны сохранить себя в этом мире, аутентично показывать и рассказывать о своей религиозной традиции, при этом не забывая о межрелигиозном диалоге.

Взаимодействие между религиями в сегодняшнем мире вышли за пределы государств. Сегодня как никогда остро стоит вопрос о соотношении традиционных и нетрадиционных религий. Т.Человенко полагает, что многие проблемы глобалистического мира связаны с продвижением вверх нетрадиционного религиозного сознания, как ответа на мнимую неспособность традиционных религий договориться между собой.

Сторонники создания новых религиозных культов используют противоречия традиционных религий, таких как способ восприятия божественной реальности, трактовка религиозного опыта, исключительность своего основателя и священнописаний. Последнее противоречие считается самым непреодолимым, так как сложно себе представить, чтобы православные отказались от Христа, мусульмане от Аллаха, буддисты от Будды. «Если православие, в данном случае, не будет показывать себя, что оно может и имеет все ответы на эти противоречия, и ответы вполне определённые, не только верующего, но богословского характера, я думаю, что вот это мировоззрение, как таковое, может победить», — заключила Татьяна Человенко.

Современная Россия может выстоять в усугубляющихся цивилизационных противоречиях, используя неоспариваемые нашим народом исторические ценности: вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Эти черты российского менталитета могут служить базой для межконфессионального и этноконфессионального диалога.


Семья как путь к счастью современного человека

Иерей Андрей Михалёв, руководитель епархиального отдела по защите семьи и детства, отмечает, почему в основу жизни человека Богом была заложена семья.

Семейный закон нужен для человека для того, чтобы он был счастлив. Близость семьи рассматривается как близость любви. При этом любовь и удовольствие не являются синонимами. Через удовольствия (алкоголь, наркотики, деньги) человек идёт по пути разрушения, когда понимает, что несчастлив. А это чувство возникает, когда человек ощущает, что он нелюбим. Отдавая свой потенциал любви окружающим, человек получает радость, не сиюминутную, а постоянную. Если жизнь выстраивается как служение, ум и образование человека становятся на службу Богу.

Проблемы всё большего времяпровождения подрастающего поколения в виртуальном мире происходит от недостатка любви и внимания в родной семье. Преодолеть эту усугубляющуюся проблему, по мнению священнослужителя, можно через реализацию воспитания детей в духе традиционных семейных ценностей как национальной идеи.

Духовенство в культурном пространстве провинции: история и современность

В своём выступлении Андрей Минаков, доктор исторических наук, директор Орловского краеведческого музея, указал на роль духовенства в повседневной российской жизни и нашей Орловщины в частности.

Хоть Орловская земля территориально находится на периферии, однако она часто была в гуще событий. Общественная ситуация сегодня всё больше приводит к необходимости обращения к традиционным ценностям, а на местах носителем этих ценностей всегда было духовенство. С его ролью Андрей Минаков связывает укрепление межнационального согласия в обществе. На протяжении веков православие являлось основой отечественной культуры, оно сыграло ключевую роль в формировании русской нации, её исконных черт — доброты, спокойствия, уверенности в своих силах, открытости и приветливости.

Профессор обратил внимание участников форума на вклад духовенства в просвещение провинции, создания церковно-приходского образования, которое было доступно широкому кругу населения. Зачастую именно приходское духовенство являлось единственными учителями для сельских детей, обучая их грамотности, письму, арифметике, закону Божьему и общечеловеческим ценностям. Церковь давала не только образование как таковое, но и способствовала формированию национальных патриотических чувств.

Облик и деятельность провинциального духовенства исторически опиралась на наставничество архипастырей. Они давали не только пример ревностного служения святой Церкви, соблюдения обрядов, но и любви к своей Родине, любви к своему родному краю, бережного отношения к исторической памяти, сохранения традиционных ценностей.

Молодость и её восприятие в христианской традиции и секулярной культуре

В своём докладе иерей Дионисий Костомаров фон Дитц, заместитель руководителя епархиального молодёжного отдела, рассказал о христианском взгляде на молодость, о страхах молодых людей перед взрослой жизнью.

В современном мире существует множество субкультур, политических течений, религиозно-философских идей и воззрений, которые расплодились в последние десятилетия. Молодое поколение благодаря этому сильно разобщено. Однако христианский взгляд на молодость постепенно вытесняется из повседневной жизни общества, замечает иерей Дионисий.

Молодости присуще радость, веселье, желание самореализоваться, при этом молодёжи всегда стоит соотносить свою жизнь с реальностью бытия, с религиозной верой, с заповедями. Почитание старших, работа над собой, усердие, целомудрие, вера — это та основа православия, которая позволяет избежать ошибок и неправильного пути в жизни. Однако, как отмечает иерей Дионисий, все эти ценности зачастую остаются только словами для молодых людей, скучными и ненужными постулатами. И задача современной церкви — вселить в молодёжь духовность, направить её в храмы, ко Христу.

Организация православного молодёжного движения: опыт «Богоявленской семьи»

Весной 2015 года в Орле начало работу православное молодёжное движение. Целью объединения является помощь молодым людям в понимании сложных вопросов жизни, проведение совместных бесед о Боге, занятия искусством и спортом, путешествия. Встречи участников движения проходят в Богоявленском храме, отсюда и название «Богоявленская семья».

Участники движения объединяются вокруг доброго дела, находят сторонников, кто может и хочет оказать нуждающимся разную помощь. При поддержке прихожан храма волонтёры уже провели ряд акций: «Коробка храбрости» — сбор игрушек для детей, страдающих тяжёлыми заболеваниями и проходящих длительное болезненное лечение, организация проезда инвалидов по святым местам, сбор средств для детей-отказников в детской областной больнице, православные праздники.

Одной из проблем духовного воспитания подрастающего поколения организаторы православных молодёжных движениях видят в страхе молодых людей перед самим понятием «церковь». Молодёжь боится, что её загонят в церковь и заставят молиться, поэтому многие студенты, желающие стать волонтёрами и помогать, пока психологически не готовы влиться в православные молодёжные движения. Сегодняшние молодые люди, выросшие в новой России и не заставшие советской антирелигиозной пропаганды, в настоящее время живут с определёнными штампами о современной церкви, а то и вовсе безо всякого понимания, что такое церковь и для чего она нужна.

Православные молодёжные движения, по мнению Евгения Борисова, руководителя епархиального информационно-аналитического отдела Орловской Митрополии, и должны помочь жизненному самоопределению молодых людей, преодолению их страхов прийти в храм.

Елена Ермакова,
www.infoorel.ru

1846