Митрополит Николай (Могилевский)

Преосвященнейший епископ Николай (в миру Феодосий Никифорович Могилевский) — с 16 сентября 1927 года по апрель 1931 года — правящий архиерей Орловской епархии.

Родился в 1874 году в семье псаломщика села Комиссаровки Верхне-Днепровского уезда Екатеринославской губернии.

Окончил Екатеринославское духовное училище и Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы.

В 1903 году поступил послушником в Нилову пустынь Тверской епархии и в 1904 году был пострижен в монашество. 27 мая 1905 г. рукоположен в сан иеродиакона, а в октябре того же года — во иеромонаха.

В 1911 году окончил Московскую духовную академию со званием магистранта. С 1911 по 1912 гг. — помощник инспектора Московской духовной академии. С 1912-1913 гг. — инспектор Полтавской духовной семинарии. С 1913-1916 гг. — инспектор Черниговской духовной семинарии.

В 1915 году возведен в сан игумена. С 10 октября 1916 г. по 12 июня 1917 г. — архимандрит-настоятель Княже-Владимирского монастыря в Иркутске и заведующий Иркутской учительской миссионерской школы. 12 июня 1917 г. — первый выборный ректор Черниговской духовной семинарии.

26 октября 1919 г. хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Хиротонию совершали в г. Чернигове: архиепископ Пахомий Черниговский и Нежинский и епископ Иоанн, викарий Новгород-Северский. С 1920 года — епископ Сосницкий, викарий той же епархии.

С конца 1922 года на несколько месяцев примыкал к обновленцам. Затем, узнав о ложности действий последних, удалился от них и тайно скрывался в монастыре «Божье дело», приписанном к Ниловой пустыни.

Священноисповедник Николай (Могилевский)

С 6 августа 1923 г. — епископ Каширский, викарий Тульской епархии. С 19 октября 1923 г. управлял Тульской епархией и Одоевской. Положение в епархии в это время было очень тяжелое. Обновленцы захватили огромное большинство приходов. Но и со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов православия. Когда обновленцы начали подготовку к собору 1925 года, епископ Николай разделял общее почти у всех православных архиереев мнение, что этот собор, на котором обновленцы заранее завладели для себя всеми преимуществами, может принести православию только вред. Поэтому сделал предписание настоятелям и церковным советам не входить в переговоры с обновленцами. Тульское Епархиальное Управление принимало все меры для привлечения православных к участию в съезде и соборе, но епископ Николай и его паства твердо держались намеченной тактики. С 8 мая 1925 г. епархией не управлял.

С 16 сентября 1927 г. — епископ Орловский. С апреля 1931 г. епархией не управлял.

В 1941 году возведен в сан архиепископа. В 1942 году епархией не управлял, а был настоятелем Вознесенской общины г. Челкара, Казахской ССР.

С 5 июня 1945 г. назначен архиепископом Алма-Атинским с титулом «Алма-Атинский и Казахстанский». В 1947 году ко дню Святой Пасхи награжден крестом на клобук. С 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией. В феврале 1955 г. возведен в сан митрополита по случаю 35-летия пребывания его во епископстве.

Скончался 25 октября 1955 г.

На Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года митрополит Николай был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских как исповедник.

Труды:

  • Учение аскетов о страстях
  • Воздержание — победная песнь чистоты // Голос Церкви. 1914-1915 гг.

«Русское Православие»