Епископ Никанор (Каменский)

Преосвященнейший епископ Никанор (в миру Никифор Тимофеевич Каменский) — со 2 января 1899 г. по 28 марта 1902 г. — правящий архиерей Орловской епархии.

Родился в 1847 г. в селе Солодники Черноярского уезда Астраханской губернии в семье дьякона.

В 1868 г. он окончил местную духовную семинарию, был рукоположен священником Покровской церкви села Березиновки Царевского уезда, и, вскоре овдовев, в 1870 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1874 г. и был определен законоучителем в Казанскую инородческую учительскую семинарию. В 1879 г. защитил диссертацию на тему «Изображение Мессии по Псалтири» и был удостоен степени магистра богословия. В том же году его назначают ректором Казанской духовной семинарии с возведением в сан протоиерея, где и находился в течение 11 лет.

Во время управления семинарией Преосвященный прилагал много усилий и стараний к ее внутреннему и внешнему благоустройству. Благодаря его заботам семинарские здания приобрели благообразный вид; содержание воспитанников улучшилось; недостатки общежития были устранены; при заведении устроена домовая церковь; устроено попечительство о бедных воспитанниках и заведена переплетная мастерская.

В 1889 г. был пострижен в монашество с именем Никанора и в том же году возведен в сан архимандрита, а 2 февраля 1891 г. назначается епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии.

Хиротония во епископа совершается 3 марта 1891 г. в Санкт-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. В бытность викарием Казанской епархии Преосвященный Никанор особое внимание обращал на умственное и религиозное просвещение народа. При нем заметно активизировалась деятельность братства святителя Гурия, имевшего своей задачей просвещение светом христианства инородческого населения Казанской губернии, удержание в недрах христианской Церкви крещеных инородцев, в особенности татар, которые, к сожалению, нередко возвращались в магометанство; а также воздействие на раскольников в целях привлечения их в лоно покинутого ими Православия.

В 1893 г. Владыку перемещают на самостоятельную Архангельскую кафедру, а 10 февраля 1896 г. переводят епископом Смоленским и Дорогобужским. В городе Смоленске Преосвященный Никанор основал Церковно-Археологический Комитет. В ноябре 1898 г. Владыка Никанор был порадован вестью об избрании его в почетные члены Казанской духовной академии, столь дорогой ему по воспоминаниям.

12 января 1899 г. он назначен епископом Орловским и Севским и вступил в управление епархией 10 февраля, а 14 февраля 1899 г. епископ Никанор совершил первую Божественную Литургию в Петропавловском кафедральном соборе г. Орла. Служение произвело глубокое впечатление на народ. В 3 часа пополудни того же дня Его Преосвященство присутствовал в Доме дворянства на собрании по поводу празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина и первым поставил подпись за открытие библиотеки им. А. С. Пушкина.

На Орловской кафедре епископ Никанор показал себя энергичным и неутомимым Владыкой. Много внимания уделял религиозно-просветительской и миссионерской деятельности, заботится о бесплатном обеспечении книгами школьных библиотек, занимается широкой благотворительностью из личных средств. В течение трех лет им были неоднократно сделаны крупные пожертвования в духовно-учебные заведения Орловской епархии и в Казанскую духовную академию на содержание беднейших учащихся, а также в Орловское епархиальное попечительство о бедных духовного звания и в другие места. В родном селе на личные средства построил церковь-школу, которую сам освятил 18 сентября 1899 г. 

Владыка Никанор занимался научной деятельностью в области богословия, истории, педагогики, изучал вопросы епархиальной жизни. За время пребывания на Орловской кафедре им было опубликовано до 30 различных сочинений. Из исторических трудов известны: исследования о святынях города Казани, жизнеописание казанских Архипастырей, описание казанских церквей и монастырей, краткая история Казанской духовной семинарии, исторический очерк Астраханской епархии и церквей ее; исследование об остатках языческих верований у чуваш и т. д. Кроме того, им изданы труды по богословию, среди них: «Изображение Мессии по Псалтири», «Слова и речи», «Объяснение соборных посланий», «Послание к римлянам», «I и II послание к Коринфянам», «Объяснение часов», «Объяснение литургии», «Святой Иоанн Златоуст и его творения», а также «Синодик Двинского Михаило-Архангельского монастыря» (1896); «Нравственный образ Иисуса Христа и о подражании Христу» (1898); «О самопознании» (1898); «Воспоминания о святой Земле и Афоне» (1898); «Современная мудрость» (1897); «О любви человека к себе самому» (1899); «Афанасий, архиепископ Астраханский»; отзыв о монографии В. Голубовского «История Смоленской земли до XV в.» (1898).

В дальнейшем его послужной список пополнился новыми назначениями: 28 марта 1902 г. — епископ Екатеринбургский и Ирбитский, в 1903 г. — епископ Гродненский и Брестский, в 1905 г. — архиепископ Варшавский и Привисленский, в 1908 — 1910 гг. — архиепископ Казанский и Свияжский, где и скончался 27 ноября 1910 года.

Источники:

  • Орловские епархиальные ведомости, 1899, № 4 — 5, 31 января, с. 143; 1899, № 7, 14 февраля, с. 217; 1899, № 8, 21 февраля, с. 270, 300 — 301; № 14 — 15, 14 апреля; № 49, 12 декабря, с. 2012; 1902, № 18 — 19, 12 мая, с. 789, 763.

Литература:

  • Архиереи Русской Православной Церкви (1700 — 1917) / История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. — М., 1996. С. 697.

А. И. Перелыгин, председатель Орловского церковного историко-археологического общества