Епископ Кирион (Садзагелов)

Преосвященнейший епископ Кирион (в миру Георгий Иеронимович Садзагелов) — с 23 апреля 1904 года по 3 февраля 1906 года — правящий архиерей Орловской епархии.

Родился в 1853 г. в семье грузинского священника, бывшего миссионером среди мтиульцев.

По окончании Тифлисской духовной семинарии в 1876 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1880 г. со степенью кандидата богословия, тогда же был направлен в Одесскую духовную семинарию помощником инспектора. В 1883 г. перемещен на должность смотрителя в Телавское духовное училище, а позже на ту же должность в Горийское духовное училище. С 1890 по 1896 г. был учителем сначала в Кутаисском, а потом в Тифлисском духовных училищах. В то же время состоял членом ревизионного комитета по проверке отчетов Телавского училища за 1875 — 1884 гг. и преподавал русскую гражданскую историю в Телавском женском заведении просветительницы Грузии святой Нины.

2 ноября 1896 г. принимает монашество и назначается настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена. С 31 декабря 1896 г. назначается благочинным монастырей Грузинской епархии и инспектором школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе.

23 августа 1898 г. в Сионском кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Кириона в епископа Алавердского, второго викария Грузинской епархии. 12 августа 1900 г. он назначается епископом Горийским, первым викарием Грузинской епархии, 10 марта 1902 г. — епископом Балтским, викарием Подольской епархии, 3 мая 1903 г. — епископом Новомиргородским, первым викарием Херсонской епархии, 23 апреля 1904 г. назначен, а 26 мая прибыл в Орел для управления Орловской и Севской епархией.

С февраля 1906 по 1907 г. — епископ Сухумский, с 1907 по 1908 г. — епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; с 15 марта 1908 г. на покое, с 10 января 1915 г. по 12 июля 1917 г. — епископ Полоцкий и Витебский; с 01 августа 1917 г. на покое.

В Орле при епископе Кирионе 23 августа 1905 г. Церковно-Археологический Комитет был преобразован в Орловское Церковное Историко-Археологическое общество, и в сентябре того же года обществу были отведены три комнаты для работы, размещения музея и библиотеки в старом архиерейском доме, рядом с консисторией. Особая заслуга в создании музея и его экспозиции принадлежит личному участию епископов Никанора, Иринея и Кириона, причем последний сам был известным знатоком церковной археологии.

Преосвященный Кирион был широко известен своими трудами по археологии и духовной литературе Грузии. Почти при каждом училище он открывал библиотеки и читальни, заботился об улучшении быта учителей. В Херсоне им был организован церковно-археологический музей. За участие в деле сохранения древних памятников христианства на Кавказе и содействие науке своими церковно-археологическими трудами епископ был избран членом-корреспондентом Императорского Московского археологического общества. Важнейшие из его научных работ: «Святая равноапостольная Нина, Просветительница Грузии», «Святой царь Мириан Хосроиан, первый христианский венценосец Грузии», «Перевод священно-богослужебных книг на грузинский язык и значение его для церкви Грузинской», «Описание Митехского Четвероевангелия», «Историко-археологический очерк Метехского храма», «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламизмом», «Пятидесятилетие основания викарийства в Херсоне» и т. д. 

После событий февраля 1917 г. в Российской империи вследствие усиления активности сепаратистов резко обостряются межнациональные противоречия. Это повлекло за собой раскольнические настроения и в церковных кругах. В Грузии усиливается стремление части духовенства и епископата к отделению от Российской Православной Церкви. В марте 1917 г. без согласия Кириархальной Церкви, против воли экзарха Грузии архиепископа Платона группа епископов провозгласила автокефалию Грузинской церкви. Местоблюстителем Католикосом поставлен был Леонид (Окропиридзе), епископ Гурийско-Мингрельский.

Не возражая в принципе против независимости Грузинской церкви, Святейший Патриарх Тихон выразил сожаление о неканоничности отделения, о непослушании грузинских архиереев Поместному собору и своему кириарху — владыке Платону, которого они самочинно объявили лишенным звания экзарха. Патриарх Тихон обратился к грузинским архипастырям Кириону, Леониду, Георгию и Пирру с предложением подчиниться требованию церковных правил и явиться на Всероссийский Собор. Но призыв Патриарха не был услышан, и отношения между Русской и Грузинской церквами оставались неулаженными до 1943 г. А тем временем в Грузинской церкви провели выборы, и 8 сентября 1917 года Католикосом-Патриархом был избран епископ Кирион. В дальнейшем его судьба сложилась трагически. Вследствие внутренней борьбы в Грузии в 1918 г. он был убит, о чем с прискорбием известили своих читателей «Орловские епархиальные ведомости» в сентябре 1918 г.

Источники:

  • Орловские епархиальные ведомости, 1904, № 18, 2 мая, с. 429 — 431; № 22, 30 мая, с. 527; 1906, № 7, 12 февраля, с. 41; 1918, № 19, 15 (28) сентября, с. 489 — 490.

Литература:

  • Цыпин В. История русской церкви / 1917 — 1997/.
  • История русской церкви. Кн. 9. — М., 1997. — с. 48 — 49;
  • Еремин В. География орловских музеев / Краеведческие записки: сборник. 2 выпуск. — Орел: Вешние воды, 1998, с. 30 — 31.

А. И. Перелыгин, председатель Орловского церковного историко-археологического общества